Профилактика насилия в семье

Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:
развернуть

- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;

- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;

- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;

- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;

- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;

- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;

- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;

- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;

- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;

- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);

- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);

- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;

- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).

- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

развернуть

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования 1.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка 2.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности 3.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему.

Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные

_________________________________

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания

необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

- их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

- очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка:

сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка,

бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

_________________________________

4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной

информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования 5.

_____________________________________

5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

свернуть

Виды и признаки насилия в семье

развернуть

Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение, действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.

Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.

Медицинское насилие – халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить  пожилому человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилье помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.

 Механизм возникновения домашнего насилия

Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:

Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.

Стадии насилия в семье

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.

Затем происходит насильственный инцидент - вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.

С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.

свернуть

Меры наказания за совершения насилия семье

предусмотренные в Республике Беларусь в соответствии с законодательством
развернуть

Против жизни и здоровья

убийство (ст. 139 УК);

умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);

умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);

истязание (ст. 154 УК);

умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);

Против половой неприкосновенности или половой свободы

изнасилование (ст. 166 УК);

насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

Против личной свободы, чести и достоинства

незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);

угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или

уничтожением имущества (ст. 186 УК);

оскорбление (ст. 9.3 КоАП);

мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).

На данный момент решение проблемы насилия в Республике Беларусь регулируется нормативно-правовыми документами:

Конституция Республики Беларусь;

Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.139, 147, 149, 154, 166, 167, 183, 186;)

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9.1, 9.3, 17.1;)

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1, 59, 66-1, 67;)

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст.1, 17;)

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (ст.1, ст.28, ст.30).

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание может запретить:

предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье; посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства; общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет; распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

Защитное предписание может предписать:

временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и своих близких!

свернуть

Насилие в семье – куда обращаться?

развернуть

Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальном центре социального обслуживания населения создана "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.

Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.

За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.

Услуга предоставляется бесплатно.

свернуть

Памятка действий жертвы в случае насилия в семье

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ, ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
развернуть

1. Зафиксируйте побои у медэксперта.

2. Заранее соберите ключи от квартиры, документы, необходимые вещи и, если есть возможность, деньги. Спрячьте все это в надежном месте, например, у родителей или у друзей.

3. Не угрожайте уходом. Если вы будете угрожать, но при этом ничего не делать, муж просто не отнесется к вашим словам серьезно, да и сами вы вскоре потеряете веру в то, что вам удастся уйти. Если же муж и поверит в ваши намерения, то от этого может стать только хуже: кто знает, какие шаги он предпримет, чтобы «сыграть на опережение».

4. Заранее найдите людей, у которых вы сможете пожить первое время. Желательно, чтобы они не были знакомы вашему мужу.

5. Не уходите из квартиры без вещей и документов, иначе через некоторое время вы вынуждены будете вернуться к агрессору, и последствия этого могут оказаться отнюдь не радужными.

6. Если у вас есть дети, сделайте все возможное, чтобы они не стали жертвами домашнего тирана.

Если насилие над детьми уже совершено, расскажите об этом как можно большему количеству людей. Потом они смогут стать свидетелями на суде.

7. Подайте заявление о побоях и регулярном насилии участковому инспектору;

8. Главное, чтобы подтвердить вину вашего мужа, найдите свидетелей. Без них случаи насилия доказать трудно.

Очередная пощечина? Угрозы? Оскорбления? Унижения? Избиения? Знайте — вы живёте в ситуации домашнего насилия! Все люди имеют право на жизнь без насилия!

 

свернуть

Памятка для педагогов по помощи детям

Помощь детям-жертвам насилия
развернуть

Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию

  • Поверить ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
  • Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок.
  • Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
  • Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…».
  • Не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Психологическая помощь детям – жертвам насилия

Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния и в дальнейшем на коррекцию кризисного состояния и поведения.

Цели психологического сопровождения детей – жертв семейного насилия:

- формирование позитивной Я-концепции ребенка, пострадавшего от насилия;

- совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;

- восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;

- развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка;

- коррекция «сексуализированного» поведения;

- формирование способности к самопринятию;

- выработка способности к самостоятельному принятию решений.

Этапы психологического сопровождения ребенка

Этапы психологического сопровождения ребенка необходимо рассматривать через пошаговое решение отдельных психологических задач:

Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.

Шаг 2. Установление терапевтического единства с ребенком.

Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие.

Шаг 4. Преодоление страхов ребенка.

Шаг 5. Смягчение чувства утраты и вины.

Шаг 6. Обучению вербальному и невербальному выражению чувств.

Шаг 7. Обучение выражению и контролю агрессии.

Шаг 8. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении.

Шаг 9. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами.

Шаг 10. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства.

Шаг 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности.

Шаг 12. Терапия посттравматического стрессового расстройства.

Шаг 13. Терапия диссоциативных расстройств.

Как помочь детям разобраться с их чувствами?

  • Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.
  • Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
  • Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
  • Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
  • Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними.
  • Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
  • Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").
  • Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ваня, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").
  • Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

  

Тема: Профилактика и предупреждение насилия среди несовершеннолетних

Проблема профилактики насилия над несовершеннолетними носит не только педагогический, но и социально-экономический характер. Она порождена самой жизнью, теми процессами развития социально-экономических отношений, которые происходят в мире и в Беларуси. Одним из аспектов проблемы насилия является жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, насилие в отношениях между детьми. Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, педагоги и воспитатели, а также школа как социальный институт.

Рассматривая школу как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений.

Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися.

Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения, и если педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут возникать и ситуации педагогического произвола.

Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя, расширяя его профессиональное самосознание, формируя способность смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса. С этой целью полезными будут тренинги социальных умений и практикумы педагогических действий, направленные на профилактику насилия в школе.

Нельзя оставить без внимания и учащихся. С целью профилактики насилия в подростковой среде эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения необходимо выделить также:

- расширение свободы и возможностей выбора видов деятельности;

- введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»;

- расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования;

- создание психологического климата взаимного уважения и доверия; 

- проведение семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей всех категорий в системе повышения квалификации;

- самообразование и овладение педагогов навыками организации ненасильственного обучения и воспитания;

- организация педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе.

Обсуждая вопросы насилия, невозможно не говорить о правах ребенка в образовательном учреждении.

Формы проведения: семинар, семинар-практикум, круглый стол, тренинги социальных умений.

свернуть

Причины насилия в семье

развернуть

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

- распространение в обществе деструктивного поведения (в том числе алкоголизма, наркомании);

- стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит,  любит!», «Бьют всех», «Стерпится - слюбится»;

- влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;

- убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;

- традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;

- географические, экономические, политические факторы.

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

- копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;

- недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;

- генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;

- желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;

- низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;

- алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек,  пребывает под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;

- сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;

- отклонения в психическом здоровье;

- низкий образовательный и культурный уровень;

- неудовлетворенность семейной жизнью. 

свернуть

Профилактика агрессивного поведения у детей и подростков

развернуть

Агрессивность дремлет в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

Одни используют агрессию, чтобы созидать, творить - конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы, свержение какого-либо насилия над собой (стояние в очередях, продвижение по службе, спортивные соревнования и т.п.).

Другие направляют ее на уничтожение, разрушение чего-либо. Этот вид агрессии - деструктивная агрессия – намеренное причинение вреда окружающим, нанесение ущерба. (Насилие, жестокость, ненависть, сварливость, гнев, самообвинение, раздражение). Осознанность, целенаправленность, способность планировать это нанесение ущерба. При деструктивной агрессии всегда должен быть ущерб.

Следует заметить, что мотивы и побуждения как конструктивной, так и деструктивной агрессии могут быть бессознательными, т.е. человек может не осознавать, что проявляет агрессию к кому- либо или чему- либо.

Формы проявления агрессивных реакций:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или ни на кого не направленная (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругань).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства, может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, резкость)

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Самая опасная – скрытая агрессия, когда человек проявляет её исподтишка, такая агрессия неконтролируема.

Самая простая – открытая агрессия, она контролируема.

Поэтому самый безопасный ребёнок – тот, который выражает агрессию, его можно проконтролировать, с ним можно работать.

Если известно, откуда возникает агрессия, то её можно проконтролировать, перевести на другое проявление, не агрессию. На начальном этапе важно перевести скрытую агрессию в открытую, не накапливать её в себе. Поэтому ребёнок с открытой агрессией – это нормальный, здоровый ребёнок, только его нужно научить не проявлять эту агрессию, а контролировать её, уметь выражать в спокойной ситуации, цивилизованным способом.

Становление и проявление агрессивного поведения у подростков.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.

Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

Семья

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования психологов, психиатров показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Пренебрежительное отношение к ребенку также может вызвать проявление агрессивности ребенка. Ребенок чувствует, что ему уделяют мало внимания, не занимаются с ним, поэтому он ощущает себя одиноким. Такая ситуация может подтолкнуть его к тому, чтобы стать «трудным ребенком», т.е. проявляя агрессивность, он тем самым вызывает раздражение взрослых, заставляя их обратить на него внимание.

Чувство вины очень часто порождает агрессию. Чувство беспомощности – гнев. Страх, тревога, гнев и агрессивность очень тесно связаны между собой. Чувство гнева обычно относится к отрицательным эмоциям, но может быть и положительным эмоциональным проявлением.

Ситуативные предпосылки агрессивности

Оценка другими людьми.

Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако, здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя.

Намеренность агрессии.

Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще, и ответной агрессии не происходит.

Восприятие агрессии.

Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще, больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большее количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев - телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

Желание возмездия.

Агрессия, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что – либо.

Влияние окружения, а также формы и в особенности степень проявления агрессивности можно проследить путем сравнения поведения мальчиков и девочек.         Неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат. Объясняется это тем обстоятельством, что открытые проявления агрессивности в поведении мальчиков родители наказывают, не так строго, как те же проявления у девочек.

Тот факт, что обычно мальчики более терпимо относятся к проявлениям агрессивности, чем девочки, следствие влияния окружения. Проявление агрессивности в поведении мальчиков можно с достаточной уверенностью экстраполировать на будущее: наиболее обидчивыми, легкоранимыми и склонными к открытому проявлению агрессивности бывают именно те взрослые, в поведении которых в детстве часто проявлялись вспышки ярости. В отличие от мужчин, у женщин такой связи не наблюдается.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения дает необходимую ориентацию в характере сфер личности ребенка, развивающегося под воздействием различной микросреды, и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Как помочь агрессивному ребенку.

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идёт об агрессивных детях. Работа педагогов с данной категорией детей должна проводиться в трёх направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний

Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

Для этого следует:

Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается - делается к лучшему».

Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и     пытаться изменить их к лучшему.

Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться   достигнутым целям.

«Не пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки.     Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

Если возникла проблема, конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

Рекомендации при взаимодействии с агрессивным ребенком.

Уважаемые папы и мамы!

Конечно, терпеть хамство подростка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подливает масла в огонь. Будьте мудрее, избегайте конфликтов, чтобы не провоцировать ребенка. В этом помогут следующие правила поведения.

Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ребенок уже вырос и далее удерживать его возле себя, не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки. Но, говоря о свободе, не забывайте философскую притчу о хомячке и коте Ваське. Жил у одного хозяина в клетке симпатичный хомячок и все время просил хозяина выпустить его на свободу, царапал дверцу клетки, умолял, просил открыть ее. А рядом с клеткой сидел кот Васька и тоже, проникнувшись сочувствием к судьбе узника, просил хозяина дать зверьку свободу. Но мудрый хозяин не выпускал хомячка, пока в комнате находился кот, ибо он прекрасно понимал, что свобода может иметь разные границы. Это поучительная притча, особенно для тех «хозяев», у которых подрастают дочери.

Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные поучительные родительские нравоучения. Измените, стиль общения: перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы. Особенно болезненно дети воспринимают критику взрослых в области моды и музыки. У разных поколений разные музыкальные пристрастия. И здесь взрослым надо быть мудрее и терпимее своих детей.

Идите на компромисс. Еще никому ничего не удалось доказать с помощью скандала. Здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены негативными бурными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. Тут наступает синдром красной тряпки, как для быка на испанской корриде.

Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают. Особенно болезненно подросток это воспринимает, когда конфликт происходит на глазах сверстников, в классе, спортзале и т.д.

Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопаний дверьми. Умению достойно выходить их трудных ситуаций ребенок учится у нас. Родители обязаны быть политиками. В нормальных странах политика оценивают в трех номинациях: 1) порядочность, нравственность; 2) знания, образование; 3) тактичность, вежливость по отношению к своим оппонентам. Так будем же политиками хотя бы по отношению к своим детям!

Будьте тверды и последовательны.

Родители, помните! Дети – отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на нашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем, если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

Памятка по взаимодействию с агрессивным ребенком.

Принимайте ребенка таким, каков он есть.

Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

Расширяйте кругозор ребенка.

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей.

Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

Когда младший подросток ведет себя агрессивно, важно переключить его агрессию, дать ей выплеснуться, направив ее в игровое русло.

Иногда полезно просто повозиться с ребенком, побегать с ним, дать ему поколотить боксерскую грушу и т.д.

Если он часто испытывает такую потребность, то помогут занятия спортом. Они позволят не только избавиться от напряжения, но и научиться быть собраннее.

Важно создать оптимальный режим дня, при котором у него останется достаточно времени для прогулок, игр и сна.

Следует полностью исключить из просмотра фильмы, содержащие сцены жестокости и насилия, устрашающие фантастические образы. Такие фильмы оказывают крайне разрушительное действие на не сформировавшуюся психику ребенка. Младшие школьники не всегда отделяют вымысел от реальности, поэтому зачастую после просмотра подобных телепрограмм у детей возникают страхи.

 

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и        доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
  10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
свернуть

Сексуальное насилие

развернуть

ПАМЯТКА

педагогу-психологу учреждения образования

«Сексуальное насилие над детьми и меры профилактики»

  1. Быть внимательным к детям, учитывая распространенность сексуального насилия в отношении детей со стороны взрослых (педофилии).
  2. Помня о видах сексуального насилия (внутрисемейное,  внесемейное  (со стороны знакомых), со стороны незнакомых ребенку людей, сексуальная эксплуатация) постоянно изучать взаимоотношения  детей и родителей, взаимоотношения ребенка в социуме с мужчинами, женщинами, подростками.
  3. Анализируя взаимоотношения детей со взрослыми и подростками, помнить, что признаки и сведения, указывающие на прикосновения, имеющие сексуальный смысл, обнажение, переодевание, подсматривание, демонстрацию, мастурбацию, сухое проникновение и др. свидетельствуют о получении сексуального удовлетворения взрослым или подростком, о сексуальном насилии.
  4. Обращать внимание на острые состояния, ПТСР, изменение поведения ребенка, колебания в настроении, резкое ухудшение учебы, проявления опасного поведения, ухудшение внешнего вида, нарушение сна, сексуализированное  не по возрасту поведение ребенка и др.
  5. Обучать детей соблюдению границ своего тела, умению сказать нет, безопасному поведению (с раннего детства дети должны знать, что взрослые не должны трогать их в определенных местах и т.п.).
  6. Учитывать, что в силу своего возраста дети могут даже не подозревать, что являются жертвой сексуального насилия, могут безраздельно доверять взрослому или подростку.
  7. Учитывать, что  родители иногда стараются не слышать об  этой проблеме, отказываются верить в то, что их ребенок столкнулся с сексуальным насилием, могут возлагать вину на самого ребенка, бывает, что, даже зная о сексуальном насилии в отношении ребенка, ничего не предпринимают.
  8. Повышать профессиональную компетентность в вопросах выявления и предупреждения сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, так как педофилы угрозами, обещаниями, взятками, вызыванием чувства вины добиваются от ребенка сохранения секретности, а жертвы могут не рассказывать о сексуальном насилии по различным причинам.
  9. Так как преступники ищут жертв  среди социальных изгоев, среди менее защищённых детей, особо следует обратить внимание на детей с ОПФР, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей в СОП, НГЗ, детей из неполных семей, детей из семей с негативными типами воспитания (гиперопека, гипоопека и др.). В зоне риска также находятся одаренные дети, дети со скрытым неблагополучием.
  10.  Для выявления сексуального насилия в отношении детей использовать методы в соответствии с возрастом: наблюдение, сбор информации, проективные диагностики (рисунок, игра и др.), с подростками можно открыто задавать вопросы.  Например, обратить внимание в рисунке на тщательное прорисовывание или зарисовывание половых органов, зачеркивание, изображение ремней, пряжек, молний, прорисовывание рук, отсутствие глаз или зачеркивание, прорисовка сексуальных действий; использование в красках смешивания разных цветов (разводить грязь), использование темно-синего, темно-коричневого, темно-серого, раскрашивание тела, затем смывание красок; использование тычкового способа рисования, вторжения в чужой рисунок; демонстрация того, что делали с ним. Или, например, ребенок начинает вести себя непривычно: отсутствие спонтанности, неподвижность. В игровой деятельности также изменения: ребенок  не просто отказывается от игровой деятельности, не играет с игрушками, либо демонстрирует аффективные взрывы (начинает резко плакать, либо рвать, ломать, крушить). В общении наблюдается резкое сужение контактов, появляется замкнутость. На уроках резко отказывается отвечать, либо, наоборот, проявляет гиперактивность (сбрасывает таким образом тревогу) как симптом травматического расстройства.
  11. При выявлении насилия не следует:
  • сомневаться в словах ребенка, необходимо показать, что их им верите;
  • одновременно принимать и насильника и жертву;
  • прояснять ситуацию относительно провокаций (во что одета, заигрывала и т.д.);
  • требовать, чтобы ребенок рассказал подробности.
  1.  При выявлении насилия  следует:
  • оказать психологическую поддержку ребенку,
  • объяснить, почему нужно не бояться об этом говорить,
  • незамедлительно сообщить администрации,
  •  действовать по утвержденному для таких случаев алгоритму.

 

 

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка

2. Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

3. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет. Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию. Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней

поверхности бедер, на щеках и т.д.); очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам 3 эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:     неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями; несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;   противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка; обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью; неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить; обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:    

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;   информация, поступившая от работников учреждений образования;    информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком; информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

4. ИНФОРМИРОВАНИЕ педагогическими работниками

родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц. Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

__________________________________ 

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной

защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной

защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

свернуть

Телефоны доверия

Уважаемые учащиеся, родители и педагоги, в случае стрессовых, критических ситуациях вы всегда можете обратиться за помощью!
развернуть

Список телефонов

экстренной психологической помощи

«Телефон доверия» по регионам РБ

  1. Брестская область
  • Брест 170 (круглосуточно и бесплатно для жителей г.Бреста и Брестской области)
  • Пинск 80165 311038 (круглосуточно).
  • Барановичи 80163 412831 (с 10.00 до 17.00).
  1. Витебская область
  • Новополоцк 80214 371375 (8.00 - 17.00)
  • Полоцк 80214 432220 (8.00 - 20.00) • Орша 80216 210019 (8.00 - 20.00)
  • Витебск 80212 61-60-60 (круглосуточно)
  1. Гомельская область
  • Гомель 80232 359191 (круглосуточно)
  1. Гродненская область
  • Гродно 170 (круглосуточно и бесплатно для жителей г. Гродно и Гродненской области)
  1. г. Минск
  • для взрослых 8017 2904444 (круглосуточно)
  • для детей и подростков 80172460303 (круглосуточно)
  1. Минская область
  • Борисов 0177 734463 (15.00-17.00)
  • Вилейка 0171 51498 (8.00-16.00) • Молодечно 01713 54644 (20.00-8.00)
  • Молодечно 01713 47191 (20.00-8.00)
  • Слуцк 0175 53110 (9.00-17.00)
  • Солигорск 0170 30298 (13.30-15.30)
  • Жодино 01775 34846 (пн.,ср.,пт. 16.00-20.00; вт.,чт. 8.00-12.00)
  1. Могилевская область
  • г. Могилев 80222 47 31 61 (круглосуточно)
свернуть