О самых популярных ошибках на ЦТ

СПЕЦИАЛИСТЫ РИКЗ РАССКАЗАЛИ, КАКИЕ ОШИБКИ ИЗ ГОДА В ГОД ДОПУСКАЮТ АБИТУРИЕНТЫ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ТЕСТИРОВАНИИ

Источник: СБ - Беларусь сегодня

Читали, готовились, решали, но в самый ответственный момент посыпались на элементарном вопросе? Многим абитуриентам прошлых лет знакомо это чувство разочарования — еще чуть-чуть и заветная сотка была бы в кармане, но…

Чтобы помочь нынешним выпускникам избежать коварных мест в тестировании, мы попросили специалистов РИКЗ рассказать о самых популярных ошибках, которые чаще всего мешают достичь максимального балла. Доставайте конспекты и записывайте — впереди много полезного.

БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК.

Каждый год около 50% поступающих допускают ошибки в заданиях на правила склонения, правописания и употребления числительных. В ЦТ-2020 не усвоили правописания сложных количественных числительных пяцьдзясят-восемдзесят 42% абитуриентов. 25% не нашли ошибки в числительных дзевятнадцаць, двадцаць (правильно: дзевятнаццаць, дваццаць). 40% участников ЦТ не знали правописания дробных чисел с первыми частями дзве, тры, чатыры: дзве пятыя, тры чацвёртыя, чатыры сёмыя. 27% посчитали правильно написанными порядковые числительные трэцій, чацвёртый, пятый, сёмый, восьмый, дзявятый, дзясятый. Хотя в белорусском языке они имеют окончания -ы или -і: трэці, чацвёрты, пяты… 40% сдающих тестирование напрасно посчитали, что собирательные числительные пяцёра, сямёра написаны неверно.

Ошибаются абитуриенты и в части В, когда находят ответ, но записывают его неправильно. Например, из 1760 тестируемых, выполнявших 9-й вариант на ЦТ этого года, около 100 человек допустили ошибку в слове неабсяжны при записи ответа: неабсцяжны, неабсяжаны, неабсяжный, неабсажаны.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

При выполнении теста по русскому языку, из года в год у абитуриентов вызывают затруднение следующие задания:

· выбор н или нн.

в краткой форме прилагательного, образованного от глагола. Например, в конструкции сюжеты интересны и запутанны.

62% абитуриентов ошибочно указали в слове запутанны одну букву н, хотя нужно писать две, так как это слово отвечает на вопрос каковы? и его можно заменить прилагательным сложны.

· употребление собирательных числительных с существительными. Нельзя сказать трое сотрудниц или четверо выпускниц, потому что числительные трое и четверо не употребляются с существительными женского рода. Правильно: три сотрудницы, четыре выпускницы. Неверно ответили 48% абитуриентов.

· правописание сложных прилагательных. Прилагательное белокаменный.

пишется слитно, а не через дефис, ведь оно образовано от словосочетания белый камень. В этом слове 43,4% тестируемых поставили дефис.

· употребление формы повелительного наклонения глагола.

37% поступающих считают слово приляжь правильно образованной формой глагола. Естественно, это ошибочный ответ, верно — приляг.

· употребление слов близких по звучанию. Конструкцию воинское училище приняли за верную 69% абитуриентов, хотя правильно — военное училище.

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ.

Недостаточный уровень освоения исторической терминологии и умения ее правильно употреблять не позволяет абитуриентам качественно выполнять некоторые задания. Например, тестируемые совершают так называемую ошибку ассоциации: волок (сухопутный торговый путь, соединявший две реки) и волока (мера площади и единица обложения повинностям и в ВКЛ). Большое количество ошибок связано с заданиями на проверку чтения и понимания легенды исторической карты, а также умения использовать фрагменты исторических документов для получения необходимой информации. Орфографические ошибки в записи ответа (задания части В) также снижают результативность выполнения теста.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ).

Проанализировав ответы тестируемых по всемирной истории, специалисты пришли к выводу, что недостаточный уровень усвоения исторических терминов и понятий не позволяет написать тест на высший балл. Также у ребят возникают сложности при определении местоположения исторических объектов на карте. Эксперты отмечают фрагментарные поверхностные знания по определенным темам — чаще всего это темы Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI веков, Наука и культура в СССР и Российской Федерации, Международные отношения во второй половине XX — начале XXI веков. Некоторые абитуриенты не умеют анализировать и синтезировать исторический материал, применять знания в нестандартной ситуации, а также просто невнимательны при выполнении заданий.

МАТЕМАТИКА.

Распространенной ошибкой при решении тестовых заданий на прямое применение формул является подмена правильной формулы неправильной или несуществующей, например, площадь трапеции заменяют формулой площади прямоугольника или квадрата; формулу площади сферы — формулой площади круга формулу площади круга — формулой длины окружности формулу объема цилиндра — формулой площади боковой поверхности цилиндра и др.

Во всех текстовых практико-ориентированных задачах содержатся реальные данные, которые можно использовать при проверке решений. Однако из года в год среди полученных участниками тестирования ответов, характеризующих, например, собственную скорость катера (в км/ч), количества жидкости в бочке (в литрах), яблок в корзине, время работы (в минутах) и др., есть отрицательные числа, выражения, число 0, многозначные

натуральные числа, например, 1508, 1600, 2100, 2144, 3600, 4502, 5000, 100 500 и др.

Умение контролировать полученный результат является важным и при выполнении геометрических задач, потому что при нахождении геометрических величин (длины отрезка, площади фигуры, объема тела и др.) не может быть получено отрицательное число. В связи с этим ежегодно наблюдается нарушение тестируемыми свойств длины отрезков, градусной меры углов, равных фигур, неравенства треугольника, аксиом площади, стереометрии и следствий из них и др.

В стереометрических задачах неумение сделать наглядный рисунок по условию задачи не позволяет большому количеству тестируемых правильно решить такое задание.

Зачастую участники тестирования не выполняют проверку корней, полученных при решении уравнения-следствия, и, как результат, либо имеют потерянные корни, либо посторонние корни.

Реализуя метод интервалов при решении рациональных неравенств, неверно находят область определения, нули и промежутки знакопостоянства функции.

ФИЗИКА.

Анализ результатов абитуриентов за последние три года позволяет определить причины, по которым поступающие допускают повторяющиеся из года в год ошибки:

1) не умеют применять соответствующие теоретические знания из курса математики (например, умение работать с векторными физическими величинами, производить арифметические операции с простыми дробями и т. д.);.

2) невнимательно читают условие задачи, не анализируют исходные данные и требования с точки зрения физических явлений, законов и процессов, которые рассматриваются;.

3) не умеют применять приобретенные теоретические знания в конкретных ситуациях;.

4) недостаточно хорошо владеют методами, приемами, алгоритмами решения физических задач;.

5) не обращают внимания на размерность входящих в формулу физических величин;.

6) не анализируют имеющиеся в задачах графики, схемы, рисунки;.

Так, например, для нахождения искомой величины (максимальное отклонение светильника с котом от положения равновесия в горизонтальном направлении) достаточно сделать схематический рисунок, отображающий описанную в задаче ситуацию, составить для данного движения кинематические уравнения и правильно записать ЗСИ и ЗСЭ (см. задание В4).

В4. Находящийся на шкафу кот массой m1 = 3,0 кг запрыгивает на светильник, расположенный на расстоянии L = 100 см от шкафа (см. рис.). Начальная скорость кота направлена горизонтально. Светильник массой m2 = 2,0 кг подвешен на невесомом нерастяжимом шнуре на расстоянии H1 = 140 см от потолка. Расстояние от потолка до шкафа равно H2 = 95 см. Если пренебречь размерами кота и светильника, то максимальное отклонение светильника с котом от положения равновесия в горизонтальном направлении будет равно … см.

Примечание.

Колебания светильника с котом нельзя считать гармоническими.

Далее, абитуриентам необходимо решить полученную систему уравнений относительно искомой величины, т. е. получить расчетную формулу, подставить в нее числовые значения физических величин и провести вычисления.

6) не умеют применять программный материал в незнакомой ситуации и решать задачи, отличающиеся от стандартных.

ХИМИЯ.

Значительная часть тестируемых не в полной мере владеет навыками работы со справочными материалами, которые прилагаются к тесту, что является препятствием для выполнения многих заданий. Например:

Справочный материал: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

А2. Атом содержит 37 протонов. Число энергетических уровней, на которых расположены электроны в данном атоме в основном состоянии, равно:

1) 1;.

2) 2;.

3) 3;.

4) 4;.

5) 5.

Справочный материал: таблица растворимости солей, кислот и оснований.

А11. Бескислородная кислота образуется в результате химического превращения (электролиты взяты в виде разбавленных водных растворов):

1) NO + H2O →;.

2) NO2 + H2O + O2.

→;.

3) K2CO3 + HNO3.

→;.

4) CaI2 + H2SO4.

→;.

5) ZnSO4 + HBr →.

Справочный материал: ряд активности металлов.

А19. В каждый из пяти стаканов, наполненных разбавленными водными растворами, поместили по медной монете. Масса монеты увеличилась в стакане с раствором:

1).

2).

3).

4).

5).

Pb (NO3)2;.

FeBr2;.

НgCl2;.

CoSO4;.

CdI2.

Абитуриентами недостаточно освоены знания по практическому применению веществ в условиях лаборатории.

Поскольку знания сформированы путем механического запоминания, а не в процессе экспериментальной деятельности, показатели выполнения подобных заданий вне зависимости от их уровня сложности, невысокие. Например:

А10. При добавлении металла в водный раствор лакмуса окраска раствора изменилась. Химический символ металла:

1) Fe;.

2) Mg;.

3) Zn;.

4) Al;.

5) Na.

А18. Стакан заполнили газом, полученным в приборе (см. рисунок), и внесли в стакан лучинку. Укажите, что происходит с лучинкой при этом:

1) горящая лучинка гаснет;.

2) тлеющая лучинка разгорается с появлением запаха;.

3) пламя горящей лучинки становится голубым;.

4) тлеющая лучинка вспыхивает с глухим хлопком;.

5) зажженная лучинка продолжает гореть.

Несформированность.

умения практического применения химических веществ в быту и окружающей жизни.

не позволяет тестируемым выполнить задания, имеющие прикладной характер. Например:

А17. В свежеоштукатуренных зданиях гашеная известь в реакции с углекислым газом превращается в:

1) СаСО3;.

2) Са (НСО3)2;.

3) MgСО3;.

4) K2CO3.

ГЕОГРАФИЯ.

Анализ выполнения тестовых заданий ЦТ по географии показывает, что бо́льшая часть типичных ошибок, допущенных абитуриентами, связана с низким уровнем умения работать с картографическим материалом. Отсутствие представления о местоположении географического объекта не позволяет им усвоить его комплексную характеристику, выделить характерные черты и особенности. К слову, в перечне Географическая номенклатура из программы вступительных испытаний указаны географические объекты, местоположение которых необходимо знать абитуриентам. Результат выполнения ряда заданий, которые направлены на проверку знания этих объектов, подтверждает, что при подготовке к экзамену большинство экзаменуемых географические атласы не используют. Как следствие, испытывают затруднения при выполнении

заданий с картой, на которой отмечен какой-либо географический объект, и по условию задания необходимо выбрать соответствующую ему характеристику или просто установить отмеченный объект (с вариантами ответов или без них).

Так, например, согласно указанному перечню, абитуриенту, изучившему курс Географии Беларуси, необходимо знать местоположение 12 рек страны (см. задание А33 теста).

Задание ЦТ-2020.

Частота выбора вариантов ответа, %

А33. На карте Беларуси отмечена река:

1) Щара;.

2) Птичь;.

3) Неман (Нямунас);.

4) Вилия (Нярис);.

5) Западная Двина (Даугава).

1) 6,34;.

2) 8,78;.

3) 12,20;.

4) 50,24;.

5) 24,88.

Анализ выбора вариантов ответов (А33) подтверждает, что около половины тестируемых не знали о местоположении рек Беларуси, указанных в задании.

Следовательно, если не знать, о каком географическом объекте идет речь, можно ли ответить на последующие вопросы относительно его характеристики?

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ.

Анализ выполнения абитуриентами тестовых заданий позволяет выделить разделы программы вступительных испытаний и темы, вызывающие наибольшие затруднения на вступительных испытаниях.

Итак:

Раздел 1. Человек. Общество. Культура.

Современные цивилизации и перспективы их развития — теории О. Шпенглера,

П. А. Сорокина, А. Тойнби, С. Хантингтона.

Темперамент, его роль в жизни человека (типичная ошибка: тестируемые путают типы темперамента и характера).

Раздел 2. Социальная сфера.

Социализация личности — ключевые понятия раздела.

Раздел 3. Духовная сфера.

Нравственный поступок и его мотивы. Структура нравственного поступка.

Отличительные особенности философского мировоззрения. Основные проблемы философии.

Раздел 4. Экономическая сфера.

Собственность и ее формы (типичная ошибка: тестируемые не различают государственную, кооперативную и коллективную собственность).

Персоналии.

Раздел 5. Политическая сфера.

Суть и противоречивый характер процесса глобализации.

Основные признаки демократического устройства государства.

Раздел 6. Право.

Конституция и ее место в национально-правовой системе — стабильность Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения; содержание основных разделов Конституции Республики Беларусь.

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Гражданское право, область его применения. Субъекты гражданско-правовых отношений (типичная ошибка: тестируемые путают понятия гражданской правоспособности и дееспособности).

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Раздел Грамматика и лексика.

Система видо-временных форм глагола.

Среди типичных ошибок можно назвать неумение различать Past Simple и Present Perfect, Past Simple и Past Perfect, Present Perfect и Past Perfect, употребление глагола в действительном залоге вместо страдательного и наоборот.

Предлоги.

Основной ошибкой в употреблении предлогов английского языка является языковая интерференция, так как при выборе английских предлогов экзаменуемые опираются на их смысловое значение в родном языке, не учитывая тот факт, что смысловые значения, передаваемые предлогами в родном и английском языках, далеко не всегда совпадают.

Тематический словарь.

Типичная ошибка — выбор варианта ответа без учета влияния грамматической конструкции на выбор лексической единицы.

Среди распространенных ошибок при выполнении заданий, направленных на проверку знания основных способов словообразования и навыков их применения, можно выделить следующие (задания открытого типа, часть В):

— переписывание предложенных опорных слов в бланк ответов без необходимых преобразований;.

— незнание аффиксов разных частей речи и, следовательно, образование слов, несуществующих в языке;.

— неверное определение части речи, образование которой необходимо в предлагаемом контексте;.

— незнание разницы между формообразованием (грамматическая трансформация) и словообразованием (лексико-грамматическая трансформация) и, как следствие, указание в качестве ответа грамматических форм опорных слов;.

— незнание орфографических особенностей добавления аффиксов;.

— заполнение пропусков лексически неподходящими словами, несмотря на наличие опорного слова в скобках;.

— неумение определить в контексте и передать негативное значение прилагательных, наречий и глаголов с помощью аффиксов;.

— неумение определить грамматическую форму образованной части речи, требуемую контекстом.

В заданиях, предполагающих заполнение пропусков грамматически и лексически подходящими словами, допускают орфографические ошибки, заполняют пропуски не одним, а несколькими словами, что противоречит инструкции к заданию.

Раздел Чтение.

Изучающее чтение.

Среди типичных ошибок, препятствующих успешному выполнению заданий данного вида чтения, можно назвать: невнимание к контексту; неумение выделять ключевые слова и предложения и опираться на них; выхватывание отдельных слов и выбор варианта ответа на их основании; поиск ответа на вопрос после текста на основе значения отдельного слова; ориентация на прямое повторение фразы или словосочетания текста в предложенных вариантах ответа вместо подбора синонимов или синонимичных выражений к словам из текста; выбор ответа исходя из личного опыта, а не из содержания предложенного текста (вариант ответа может быть правильным и логичным, но не отвечать на вопрос).

Просмотровое чтение.

Основными ошибками, которые экзаменуемые допускают при восстановлении структурно-смысловых связей текста, являются:

— неумение соотносить реферируемые слова в тексте и пропущенных фрагментах;.

— затруднения в выборе правильного ответа из-за незнания значения слов, являющихся ключевыми для выполнения данного задания;.

— неумение анализировать лишние текстовые фрагменты для того, чтобы убедиться, что они не подходят для восполнения ни одного из предложенных пропусков.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.

Ежегодный анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что экзаменуемые испытывают серьезные затруднения с пониманием текстов и выполнением заданий в силу небогатого словарного запаса. Это касается не только заданий на проверку лексической компетенции, составляющей содержательную основу иноязычного общения и, в наибольшей степени, определяющей его успешность, но и грамматических заданий. Тестируемые не справляются с заданиями из-за непонимания смысла предъявляемых предложений и текстов, несмотря на то что задания построены на основе простых предложений с использованием активного словаря школьника.

Глобальной ошибкой изучающих немецкий язык является то, что лексические единицы заучиваются отдельно от их грамматических параметров: рода имени существительного (задания на употребление местоимений: заменить имя существительное соответствующим местоимением в именительном падеже (der Hund (собака) — в немецком языке мужского рода, но по аналогии с русским выбирают местоимение «она»)), способа образования множественного числа (если в части В на место пропуска нужное имя существительное подбирают более половины участников тестирования, то верно образовать от существительного форму множественного числа могут лишь 25%), типа склонения (ошибки в заданиях на склонение имен существительных и имен прилагательных), управления глагола и имени существительного (падеж имени существительного/местоимения после пропуска часто исключает сразу все четыре дистрактора), категории возвратности для глагола (в лексических заданиях присутствие в предложении возвратной частицы является определяющим при выборе из синонимичных глаголов), значения приставки или предлога и т. д. Незнание этих параметров, а также неспособность вычленить эти параметры из контекста не позволяют абитуриентам справиться с большей частью лексико-грамматических заданий.

При выполнении заданий раздела Чтение абитуриенты допускают следующие ошибки: не обращают внимания на название текста, которое, как правило, указывает на тему, неправильно выбирают ключевые слова при определении темы текста, неправильно подбирают синонимы или синонимичные выражения к словам из текста, ориентируются только на лексику, непосредственно использованную в вопросе, неверно определяют лексическое значение слов, при определении значения отдельного слова игнорируют контекст, неправильно устанавливают причинно-следственные и структурно-смысловые связи в тексте.