Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Важнейшей предпосылкой и основным ресурсом инновационного развития белорусской экономики и социальной сферы сегодня выступает повышение качества человеческого потенциала, что предполагает достижение нового качества образования. На процесс развития непрерывного педагогического образования продолжают оказывать негативное влияние такие факторы, как демографический спад, низкий престиж педагогической профессии, старение преподавательского состава, отток научных работников высшей квалификации в более оплачиваемые сферы экономики, сокращение объема научно-исследовательских работ в области образования и др.

Вызовы информационного общества, глобализация образовательных процессов, возрастание значимости инклюзивного образования требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров, усиления ее практико-ориентированности, преемственности и непрерывности. Переход общего среднего образования к реализации компетентностного подхода обусловливает необходимость соответствующей подготовки педагогов.

Возникает потребность в интеграции – объединении усилий и включении всех объектов и субъектов образовательного процесса в продолжающиеся процессы профессионального развития педагогов. В современных условиях образования доминирует явление дезинтеграции, выраженной характеристикой которой является кризис совместной (согласованной) субъективности. Суть состоит в том, что в ходе функционирования учреждений общего среднего образования не соблюдается принцип разумного сочетания интересов и потребностей государства, личности и общества.

Так, по отношению к педагогу, как ключевой фигуре образовательного процесса, не обеспечена его включенность в преобразовательные процессы. Существует  объектная тактика управленческого воздействия, когда педагог рассматривается как средство, инструмент, а не цель проводимых преобразований. Это вызывает отчуждение как крайнюю форму обособления от осуществляемого реформирования образования. Кризис совместной субъективности серьезно отражается на целевых ориентирах и способах профессиональной деятельности. Речь идет об утрате управленческой и организующей функций педагогов. Аксиологически и профессионально дезорганизованная деятельность может повлечь за собой дезорганизацию образовательной деятельности учащихся. Поэтому учреждению образования необходимы способы системного управления, организующие в комплексе все аспекты его деятельности.

Преодоление негативных факторов и придание педагогическому образованию опережающего характера требует устранения следующих противоречий:

между новыми требованиями к профессиональной компетентности  специалистов образования и традиционным содержанием педагогического образования;

между необходимостью создания развивающей информационно-коммуникационной среды и реализуемыми традиционными методами, формами и средствами образовательного процесса, направленными на освоение «готовых» знаний;

между необходимостью создания оптимальных условий для профессиональногоразвития педагогических кадров и недостаточной разработанностью механизмов управленческой деятельности, основанной на взаимодействии субъектов образовательного процесса;

между возрастанием потребности педагога в самореализации и недостаточной разработанностью психолого-педагогических, социально-экономических основ управления деятельностью учреждений образования.

Проект выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы и направлен на совершенствование системы управленческой деятельности, которая создаст условия для профессионального развития педагогов. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень, приведет к появлению системных нововведений в организацию работы с педагогами через создание условий для их профессионального роста и развития.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что современная система непрерывного педагогического образования представляет собой динамично развивающуюся совокупность компонентов, которая отличается открытостью, ступенчатостью, многоуровневостью и многофункциональностью. При целостном управлении предусматривается одновременное развитие всех составляющих сложной педагогической системы и качественное их преобразование. Центральным звеном управления выступает организация деятельности школы по реализации комплексной целевой программы развития, которая служит движущей силой перехода типового учреждения образования как саморазвивающейся системы к высшему уровню своего функционирования. Интегративность процессов управления позволит на практике устранить разрывы между различными стадиями управления развитием компонентов, увеличивая степень эффективного взаимодействия между компонентами сложной педагогической системы.Педагогическое управление обеспечивает оптимальные условия образовательного процесса, благодаря которым у обучающихся развивается познавательная самостоятельность как наиболее ценностное качество личности. А у педагога формируются потребности в поиске оптимальных педагогических условий, способов, форм, приемов, направленных на создание целостной системы по эффективной организации успешного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Новизна проекта состоит в том, что предлагаемая инновационная модель предполагает разработку и внедрение комплекса организационно-педагогических условий, направленных на интенсификацию и повышение эффективности процесса профессионально-личностного развития педагогов в учреждении образования.

Показателем развития системы послужит обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях общего среднего образования и всех уровнях системы учреждения образования.

Модель обеспечивает построение информационной инфраструктуры учреждения образования, разработку управленческих механизмов, создание организационной культуры, реализацию профессионального обучения и личностного развития педагогов в условиях творческой развивающей среды учреждения образования.