Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, достижений педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

На этой вкладке вы найдете все необходимые сведения об аттестации педагогических работников.

 

Постановление Министерства образования 101

Качественные характеристики профессиональных умений учителей высшей категории

развернуть
  1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы.

1.2.         Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные методики и программы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяет сильные и слабые стороны. Сознательно намечает цель, задачи и содержание программы самосовершенствования.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: разрабатывает новые педагогические технологии или ведет работу по их апробации, участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: способствует, поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных учащихся. Умеет держать в поле зрения всех учащихся класса независимо от уровня их подготовленности по предмету. Работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и наименее подготовленными учащимися.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения. Стимулирует внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность учащихся. Умеет ясно и четко преподавать учебный материал. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: целеустремленно и профессионально формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда. Учащиеся максимально или почти максимально реализуют свои интеллектуальные и физические возможности, постоянно демонстрируют глубокие знания предмета, показывают стабильно высокие результаты в различных конкурсах, являясь победителями и призерами (за последние 3 года). Большинство из них дополнительно занимаются предметом

  1. Коммуникативная культура:испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, отстаивает свое мнение и стремится, чтобы оно было принято коллегами. В совершенстве владеет своей речью и профессиональной терминологией.
свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей 1 категории

развернуть
  1. Профессиональный уровень учителя
  2. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.         Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; в учебной работе варьирует различные методики и программы, внося в них необходимые коррективы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находя при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: демонстрирует на практике высокий уровень владения современными методиками; владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных способностей учащихся при реализации дифференцированного подхода. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает успешное формирование системы знаний на основе самоуправления учащихся процессом своего обучения. Умеет интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся, пробудив у них интерес к особенностям самого предмета; умело варьирует формы и методы обучения. Достаточно прочные знания учащихся сочетаются с их высокой познавательной активностью и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: учащиеся демонстрируют хорошие, близко к максимально соответствующим их возможностям знания теоретических и практических основ предмета; показывают стабильно высокие результаты в ходе тестовых испытаний, контрольных проверок, экзаменов.

  1. Коммуникативная культура:постоянно стремится к расширению круга профессионального общения, проявляет инициативу в общении; способен принять решения в трудной ситуации. Настойчив в деятельности, которая его привлекает. Обладает адаптивным стилем поведения и педагогического общения. Общение с детьми строит на основе доверия и уважения. Умеет ясно и логично выражать мысли, демонстрирует богатый словарный запас, хорошую дикцию.
свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей 2 категории

развернуть
  1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.  Знание современных достижений в методике обучения: следит за специальной и методической литературой, работает по готовым методикам и программам обучения, умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Может добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения распространяются лишь на некоторые участки работы.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: знает современные и зарубежные технологии обучения, владеет набором вариативных методик и педагогических технологий и применяет в соответствии с имеющимися условиями.

1.5.Знание возрастной психологии учащихся: ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, но не всегда использует их в своей деятельности.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: учитывает индивидуальные особенности их развития, осуществляет индивидуальный подход с учетом темпа развития учащихся, их склонностей, интересов и состояния здоровья.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:создает условия, формирующие мотивы учебной деятельности, умеет увлечь учащихся преподаваемым предметом, варьирует разнообразные формы и методы работы, стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда

2.3.Уровень обученности учащихся: обеспечивает устойчивую положительную динамику результатов, тщательно изучает критерии оценивания, использует эти знания на практике. Учащиеся демонстрируют стабильные знания основ изучаемого предмета.

  1. Коммуникативная культура:стремится к профессиональным контактам с различными участниками образовательного процесса, владеет известными в педагогике приемами убеждения, неукоснительно соблюдает педагогическую этику общения, координирует свои действия с коллегами, учащимися и их родителями, обладает педагогическим тактом, знает элементарные требования к культуре речи, создает благоприятный климат в коллективе.
свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей по категориям

развернуть

 

2–я категория

1–я категория

Высшая категория

Преподавание предмета в общеобразовательном учреждении

В общеобразовательной школе + факультативные занятия

В общеобразовательной школе, в гимназии и лицее + факультативные занятия

В общеобразовательной школе,   в гимназии и лицее + факультативные занятия

Обеспечение выполнения программных требований

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий, расширение программных требований

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий, расширение программных требований, разработка и составление практических материалов для обеспечения расширенных и углубленных программных требований

Отношение к нормам деятельности

Выполняет

Выполняет, качественно обеспечивает с помощью современных образовательных технологий

Выполняет, качественно обеспечивает с помощью современных образовательных технологий,адаптирует нормы деятельности для саморазвития и самообразования учащихся

Опыт, методические приёмы

Накапливает опыт, использует стандартные современные методики и приемы

Изучает и формирует собственную образовательную практику, использует эффективные методические приёмы

Формирует, изучает, описывает, распространяет собственный эффективный опыт, применяет адаптированные к собственному опыту современные образовательные и информационные технологии

Управление учебной деятельностью

Контролирует выполнение (видит результат)

Руководит (видит близкие цели и пути их достижения)

Управляет (влияет на опережающий характер развития человека)

Дифференцирует учащихся

По уровню обученности

По уровню обученности, обучаемости

На основе уровней обученности, обучаемости формирует высокий уровень самообучаемости учащихся

Уровень развития рефлексии

Затрудняется определить причину неудач

Причину неудач видит в несовершенных УМК, программах

Причину неудач видит в противоречиях в практике, может анализировать, проектировать и программировать направленные в ней изменения

Методическая грамотность

Владеет методикой преподавания предмета на уровне теории и собственной практики

Владеет предметно ориентированными здоровьесберегающими техноло­гиями

Владеет личностно ориентированными здоровьесберегающими, развивающими и информационными образовательными технологиями

свернуть

Программа изучения профессиональной деятельности учителя ____ аттестуемого в __/__ учебном году на присвоение первой квалификационной категори

развернуть

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Собеседование с аттестуемой по знанию нормативной и правовой базы организации процесса обучения

 

 

председатель аттестационной комиссии

2

Анализ выполнения требований инструктивно-методических писем Министерства образования, иных нормативных документов.

 

 

председатель аттестационной комиссии

 

Состояние ведения:

классного журнала, журнала работы учебного кабинета, уровень контроля за ведением ученических тетрадей и дневников.

 

 

член аттестационной комиссии

3

Анализ поурочных (рабочих) планов, календарно-тематического планирования

 

 

член аттестационной комиссии

4

Анализ соотношения объема домашних заданий с работой, выполненной учащимися на уроке;

анализ характера домашнего задания  

 

 

председатель аттестационной комиссии

5

Анализ характера контрольных и обучающих работ

 

 

председатель аттестационной комиссии

6

Сравнительный анализ качества обучения за два года и текущую четверть по каждому ученику

 

 

член аттестационной комиссии

7

Анализ посещенных учебных, факультативных занятий (результаты анализа необходимо довести до сведения аттестуемого)

 

 

председатель аттестационной комиссии

члены аттест. комиссии

9

Анализ контрольных работ (в соответствии с графиком контрольных работ)

 

 

председатель аттестационной комиссии,

 

член аттестационной комиссии

10

Анализ участия в работе методического объединения учителей по предмету «Физика»

 

 

член аттестационной комиссии

11

Анализ учебных занятий, внеклассной деятельности:

- работа по развитию положительной мотивации (интереса к изучению предмета)

- работа с одаренными учащимися

-деятельность по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся

 

 

председатель аттестационной комиссии,

члены аттестационной комиссии

12

Анализ работы по созданию образовательной среды учебного кабинета

 

 

председатель аттестационной комиссии

члены аттестационной комиссии

13

Анализ организации и проведения внеклассных мероприятий

 

 

член аттестационной комиссии

14

Анализ участия в общественной работе

 

 

председатель профсоюзного комитета, член аттест. комиссии

15

Анализ выполнения функций классного   руководителя

 

 

руководитель ШУМО классных руководителей

16

Анкетирование учащихся

 

 

член аттестационной комиссии

17

Собеседование с родителями

 

 

председатель аттестационной комиссии

18

Анализ результатов работы по теме самообразования

 

 

член аттестационной комиссии

19

Оформление аналитической информации по итогам изучения педагогической деятельности

 

 

председатель аттестационной комиссии

20

Ознакомление с характеристикой

 

 

председатель аттестационной комиссии

члены аттестационной комиссии

21

Подготовка самоанализа деятельности

 

 

22

Аттестационное собеседование

 

 

председатель аттестационной комиссии

члены аттестационной комиссии

свернуть

АЛГОРИТМ составления отчета педагогической деятельности на 2 квалификационную категорию

развернуть

Ф.И.О., должность, название учреждения образования_______________ 

1.Общие данные об аттестуемом  Образование____________________________________________ Педагогический стаж ______________________________________________ Стаж работы в данном учреждении __________________________________ Стаж работы в данной должности___________________________________ Наличие квалификационной категории по данной должности_____________ 

2. Основные цели и задачи педагогической деятельности (в соответствии с должностными обязанностями, с учетом условий педагогической деятельности). 

3. Степень решения педагогических целей и задач. Анализ результатов педагогической деятельности: - вывод о том, как в целом решены поставленные цели и задачи, факты, цифры, подтверждающие этот вывод (можно представить в форме графиков, таблиц, диаграмм и т.д.); что делалось для достижения поставленных целей и решения задач, что и как повлияло на их решение (степень влияния различных действий и средств: формы, методы работы, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение); целесообразность проводимой педагогической работы; факторы, которые обусловили достигнутые результаты; Обоснованность корректировки деятельности; эффективность использованных педагогических средств, их влияние на результаты; - недостатки в организации работы, их причины; - неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы; - перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

  1. Профессиональный рост педагога:

4.1. Повышение квалификации за последние три года

4.2. Участие в работе конференций, семинаров

4.3. Участие в работе методических объединений

4.4. Работа над темой самообразования (год, название темы, результаты работы)

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

  1. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога.

 

 ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ

на первую квалификационную категорию Творческий отчет должен включать:

- доклад аттестуемого, раскрывающий один из аспектов педагогической деятельности в соответствии с заявленной темой, проблемой и отражающий общий уровень квалификации и профессионализма педагога (обоснованность актуальности и практической значимости опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса);

- демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы, научное обоснование опыта;

-описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приемы, методы педагогической деятельности;

- полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;

- длительность апробации опыта.

- показ (видеопоказ, моделирование) фрагментов уроков, индивидуальных (групповых) занятий, внеклассных мероприятий;

- демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результатах деятельности;

- предъявление всевозможного наглядного, дидактического видео, фотоматериалов, созданного педагогом;

- организация методической выставки.

 

 Структура выступления учителя (10-20 минут)

  1. Объявление темы работы.
  2. Рассказ об условиях возникновения и становления опыта.
  3. Обоснование актуальности и перспектив развития опыта. Выявление недостатков и противоречий в образовательном процессе, которые учитель стремится устранить.
  4. Формулирование целей и задач работы.
  5. Обоснование теоретической базы опыта, принципов педагогической деятельности.
  6. Краткий рассказ о сущности опыта и его технологии. Практическое применение, приведение доказательств преимущества предъявленной технологии обучения по сравнению с другими. Информирование о результатах наблюдений, срезовых работ, анкетирований учащихся и их родителей. Целесообразно указать число победителей олимпиад и интеллектуальных конкурсов разных уровней и другие яркие примеры, подтверждающие точку зрения педагога.
  7. Сравнение полученных результатов с целями и задачами, которые ставились в начале работы. Формулирование выводов (они должны быть четкими, отражающи­ми сущность опыта, новизну и оригинальность находок).

После выступления педагогу задают вопросы по тексту выступления.

свернуть

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

развернуть

1.  По функциональным обязанностям определить ответственного из числа администрации учреждения образования за проведением аттестации;

2. вопросы аттестации включать в годовой план работы учреждения образования;

3. на административных совещаниях, заседаниях педагогического совета рассматривать вопросы аттестации;

4. пропагандировать опыт работы педагогических работников высшей квалификационной категории.

свернуть

ХАРАКТЕРИСТИКА на аттестуемого педагогического работника (примерная форма)

развернуть

1.Характеристика объёма и видов деятельности аттестуемого в данном учреждении образования:

- продолжительность работы в данной должности в данном учреждении;

- в каких классах работает, какие факультативные занятия ведёт и по каким программам;

- является ли классным руководителем;

- какие дополнительные нагрузки имеет (работа в творческих группах, методических объединениях, кружках, клубах и др.).

2.Характеристика профессиональной компетентности аттестуемого:

- уровень специальных, методических и психолого-педагогических знаний и умений учителя, его профессиональной эрудиции;

- используемые в работе методы, приёмы, средства и формы обучения и воспитания;

- степень владения и эффективность использования в практической деятельности современных методик образования и воспитания, педагогических технологий;

- повышение квалификации, участие в экспериментальной, инновационной работе, разработка собственных методик, педагогических идей и инструментальных средств их реализации;

- внеклассная работа по предмету.

3.Результативность педагогической деятельности аттестуемого:

- уровень обученности учащихся, степень развития их познавательных способностей, учебных и интеллектуальных умений и навыков;

- отражение динамики и позитивных тенденций в результатах труда педагога, объективная обоснованная оценка результатов педагогической деятельности аттестуемого, его профессиональных и деловых качеств;

- рейтинг среди учащихся, родителей, коллег по работе и педагогической общественности.

4.Характеристика коммуникативных качеств аттестуемого:

- взаимоотношения «педагог-ученик»;

- взаимоотношения «педагог – коллектив»;

- взаимоотношения «педагог - родители, социум».

5.Характеристика личных профессионально значимых качеств.

6.Рекомендации для аттестации и присвоения категорий.

свернуть

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К АТТЕСТАЦИОННОЙ БЕСЕДЕ

развернуть

1.Какие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогов, вышли в этом учебном году?

2.Какие новые тенденции развития национальной системы образования необходимо учитывать при планировании деятельности?

3.Планируете ли Вы обобщить (или ещё нет) свой опыт работы?

Какие, на Ваш взгляд, наиболее эффективные способы его распространения?

4.Что бы Вы поменяли в своей деятельности?

Почему? Что для этого необходимо?

5.С какими новыми педагогическими технологиями Вы хотели бы познакомиться, апробировать? Почему они для Вас интересны?

6.Какая проблема разрабатывается Вами? Где она проходит апробацию?

7.На какой стадии разработки находится Ваша тема по самообразованию?

8.Какие Ваши планы повышения своего профессионального уровня?

9.Как Вы оцениваете уровень Ваших взаимоотношений с коллегами? С учащимися? Что даёт Вам основание так считать?

свернуть

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

развернуть
  1. Составляется программа изучения педагогической деятельности аттестуемого с указанием сроков изучения, которая включает в себя следующие направления:

владение нормативными правовыми документами по предмету или должности;

осуществление контрольно-оценочной деятельности;

анализ посещенных уроков;

деятельность как классного руководителя;

участие в методической работе;

внеклассная работа по предмету;

работа с родителями;

анкеты для учащихся, родителей, педагогов.

При составление программы изучения педагогической деятельности аттестуемого необходимо прописать ответственных по направлениям.

  1. После изучения педагогической деятельности согласно программе изучения пишется аналитическая информация, которая содержит результаты изучения педагогической деятельности аттестуемого за период работы, обозначенном во 2 абзаце п.23 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа професорско-педагогического состава учреждения высшего образования), а также подробные сведения о результатах предыдущей аттестации
  2. Пишется аналитическая справка, в которой отражается работа педагога
  3. Пишется характеристика, в которой должен быть результат деятельности педагога с обязательными рекомендациями. Характеристика не должна копировать аналитическую справку.
  4. Аттестационное собеседование на заседании аттестационной комиссии
свернуть

Алгоритм осуществления процедуры аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории

развернуть

Примечание: стаж работы в должности – 3 года (п.19 гл. 2)

Аттестуемый

Председатель аттестационной комиссии

( дальше – АК)

Члены аттестационной комиссии

Профсоюзный комитет

Руководитель учреждения образования

 

 

 

1.Приказ об обязательной аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории   согласно п.п.5, 7 гл.1 Инструкции

 

2.Знакомится с приказом под подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Приказ о выдаче направления для сдачи квалификационного экзамена

 

4.Оформляет направление согласно установленной форме   и отправляет по почте в ИРО

 

 

 

5. В случае отказа пишет заявление на имя директора школы об отказе от подтверждения высшей квалификационной категории

 

 

 

6.Приказ о снижении высшей квалификационной категории

7. Аттестуемый готовит и отправляет материалы для подтверждения высшей квалификационной категории

(обобщение опыта работы согласно Методическим рекомендациям о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками)

8. Изучает материалы для подтверждения высшей квалификационной категории

(обобщение опыта)

 

 

 

9. Получает извещение   из ИРО о сроках квалификационного экзамена претендентом на подтверждение   высшей квалификационной категории

 

 

   

14. Аттестуемый сдает экзамен на подтверждение в ИРО

 

 

 

 

15. По итогам квалификационного экзамена получает выписку из протокола заседания аттестационной комиссии ИРО с примечанием «подтвердил» / «не подтвердил» и предоставляет в АК учреждения образования, где работает.

 

 

 

 

 

16.Проводят итоговое   аттестационное заседание

 

 

 

 

17. Секретарь пишет протокол заседания АК с пометкой

«подтверждена» или

«снижена»

 

 

 

 

18. Члены АК подписывают протокол сразу.

 

 

19.Знакомится с решением АК, подписывается в протоколе АК

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Пишет приказ о подтверждении или снижении высшей квалификационной категории:в личное дело

-в книгу приказов

- в бухгалтерию

- в аттестационную комиссию

свернуть

Алгоритм осуществления процедуры аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

развернуть

Примечание: стаж работы в должности – 3года момента присвоения предыдущей категории ( п.19 гл. 2)

Аттестуемый

Председатель аттестационной комиссии

( далее – АК)

Члены аттестационной комиссии

Профсоюзный комитет

Руководитель учреждения образования

1. Заявление на имя

председателя АК до 31.03. на аттестацию после сдачи квалификационного экзамена в АПО с

примечанием: «С Инструкцией

о порядке проведения

аттестации педагогических

работников системы

образования ознакомлен.»

Подпись.

 

 

 

 

 

2. Накладывает визу:

«Рассмотреть на заседании аттестационной комиссии»

 

 

 

 

 

3.Рассматривают соответствие квалификационным требованиям, стаж в должности, принимают решение о допуске/не допуске, о выдаче/ невыдаче направления в АПО, о включении/не включении в график аттестации

 

 

 

 

4.Секретарь АК пишет протокол по решению АК

 

 

 

 

 

 

5.Согласовывает / не согласовывает включение в график аттестации и выдачу направления на сдачу квалификационного экзамена в АПО.

 

 

 

 

 

6. Приказ:

-о включении в график аттестации и выдаче направления в АПО.

 

7. Приказ доводится до сведения аттестуемого не позже, чем за месяц до начала аттестации.

 

 

 

8. Знакомится с приказом под подпись

9.Оформляет направление согласно установленной форме и отправляет по почте в АПО.

 

 

 

10.Аттестуемый готовит материалы для сдачи квалификационного экзамена

(обобщение опыта работы согласно Методическим рекомендациям о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками)

 

 

 

 

11. Получает извещение   из АПО о сроках сдачи квалификационного экзамена претендентом на высшую квалификационную категорию

 

 

   

12. Аттестуемый сдает экзамен в АПО

 

 

 

 

13. По итогам квалификационного экзамена   получает выписку из протокола заседания аттестационной комиссии и предоставляет в АК учреждения образования, где работает.

 

 

 

 

 

14.Распределяет обязанности по организации подготовки аттестации между членами АК

15.Члены АК в течение 2 месяцев со дня сдачи квалификационного экзамена в АПО проводят аттестацию в учреждении образования

 

 

 

 

16.Составляют программу изучения педагогической деятельности   аттестуемого за 3 года

 

 

 

17.Утверждает программу изучения пед.деятельности аттестуемого

 

 

 

 

 

 

18.Согласовывает программу изучения пед.деятельности

 

19.Знакомится с программой изучения пед. деятельности под подпись

 

 

 

 

 

20. Изучают педагогическую деятельность аттестуемого за 3 года согласно составленной программе

 

 

 

 

21. Член АК, ответственный за организацию аттестации аттестуемого,   готовит аналитическую информацию, вмещающую результаты изучения педагогической деятельности за 3 года, сведения о предыдущей аттестации и принятом решении.

 

 

 

 

 

22.Член АК, ответственный за аттестацию работника, составляет характеристику, которая соответствует аналитической информации, но не повторяет ее, включает деловые и личные качества личности, методические рекомендации для дальнейшего роста.

 

 

 

 

 

23.Согласовывает / не согласовывает аттестационные материалы (аналитическую информацию и характеристику)

 

 

 

 

 

24.Аттестационные материалы подписываются

руководителем учреждения образования

25.Знакомится с характеристикой не позднее, чем за 7дней до начала аттестационного собеседования   под подпись.

 

 

 

 

 

26.Проводят аттестационное собеседование.

 

 

27.Отвечает на вопросы аттестационного собеседования, оформляет аттестационный лист. Знакомит с обобщенным опытом работы.

 

 

 

 

 

 

28.Секретарь АК подробно фиксирует ход аттестационного собеседования

 

 

 

29. Проводит итоговое     заседание.

 

 

 

 

 

30. Открытым/тайным голосованием решают «присвоить» или

«отказать» в присвоении категории.

 

 

 

 

31. Секретарь пишет протокол заседания АК с методическими рекомендациями для дальнейшего профессионального роста.

 

 

 

 

32. Члены АК подписывают протокол сразу.

 

 

33.Знакомится с решением АК, подписывается в протоколе АК

(согласен / не согласен)

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Пишет приказ о присвоении высшей квалификационной категории:

-в личное дело

-в книгу приказов

- в бухгалтерию

свернуть

Алгоритм осуществления процедуры аттестации на присвоение первой квалификационной категории

развернуть

Примечание: стаж работы в должности – 3года cмомента присвоения предыдущей категории ( п.19 гл. 2)

Аттестуемый

Председатель аттестационной комиссии

( далее – АК)

Члены аттестационной комиссии

Профсоюзный комитет

Руководитель учреждения образования

1. Заявление на имя

председателя АК до 31.03. с примечанием: «С Инструкцией

о порядке проведения

аттестации педагогических

работников системы

образования ознакомлен»

Подпись.

 

 

 

 

 

2. Накладывает визу:

«Рассмотреть на заседании аттестационной комиссии»

 

 

 

 

 

3.Рассматривают соответствие квалификационным требованиям, стаж в должности, принимают решение о допуске/не допуске, устанавливают сроки аттестации, график аттестации

(в теч.2   месяцев со дня подачи заявления), дату аттестационного собеседования

 

 

 

 

4.Секретарь АК пишет протокол по решению АК

 

 

 

 

 

 

 

5.Согласовывает / не согласовывает график аттестации и дату аттестационного собеседования

 

 

 

 

 

6. Приказ:

- срок проведения аттестации,   список педагогических работников, допущенных к аттестации, график аттестации каждого аттестуемого

 

7. Приказ доводится до сведения аттестуемого не позже, чем за месяц до начала аттестации.

 

 

 

8. Знакомится с графиком аттестации под подпись

 

 

 

9.Ставит вопрос перед УМК о необходимости повышения квалификации претендента на вторую квалификационную категорию в течение учебного года (п.18.гл.2)

 

10.Распределяет обязанности по организации подготовки аттестации между членами АК

 

 

 

 

 

11.Составляют программу изучения педагогической деятельности   аттестуемого за 2 года

 

 

 

12.Утверждает программу изучения пед.деятельности аттестуемого

 

 

 

 

 

 

13.Согласовывает программу изучения пед.деятельности

 

14.Знакомится с программой изучения пед. деятельности под подпись

 

 

 

 

15. Проводит 1открытое учебное занятие и 1открытое факультативное занятие (или 2 учебных, если не ведет факультативы), 1 открытое внеклассное мероприятие по предмету с обязательным самоанализом данных   занятий

 

16. Изучают педагогическую деятельность аттестуемого за 2 года согласно составленной программе

 

 

17.Представляет творческий отчет по самообразованию или обобщение опыта работы(если совпадает сперспективным планом работы учреждения образования)

18. Член АК, ответственный за организацию аттестации аттестуемого,   готовит аналитическую информацию, вмещающую результаты изучения педагогической деятельности за 3 года, сведения о предыдущей аттестации и принятом решении.

 

 

 

 

 

19.Член АК, ответственный за аттестацию работника, составляет характеристику, которая соответствует аналитической информации, но не повторяет ее, включает деловые и личные качества личности, методические рекомендации для дальнейшего роста.

 

 

 

 

 

20.Согласовывает / не согласовывает аттестационные материалы (аналитическую информацию и характеристику)

 

 

 

 

 

21.Аттестационные материалы подписываются

руководителем учреждения образования

22.Знакомится с характеристикой не позднее, чем   за 7дней до начала аттестационного собеседования   под подпись.

 

 

 

 

 

23.Проводят аттестационное собеседование.

 

 

24.Отвечает на вопросы аттестационного собеседования. Защищает творческий отчет (обобщенный опыт работы).

 

 

 

 

 

 

25.Секретарь АК подробно фиксирует ход аттестационного собеседования

 

 

 

26. Проводит итоговое     заседание.

 

 

 

 

 

27. Открытым/тайным голосованием решают «присвоить» или «отказать» в присвоении категории.

 

 

 

 

28. Секретарь пишет протокол заседания АК с методическими рекомендациями для дальнейшего профессионального роста.

 

 

 

 

29. Члены АК подписывают протокол сразу.

 

 

30.Знакомится с решением АК, подписывается в протоколе АК

(согласен / не согласен)

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Пишет приказ о присвоении первой квалификационной категории:в личное дело

-в книгу приказов

- в бухгалтерию

свернуть

Алгоритм осуществления процедуры аттестации на присвоение второй квалификационной категории

развернуть

Примечание: стаж работы в должности – 2 года (п.19 гл. 2)

Стаж работы в должности для работника, получившего диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, - 1 год (п.19 гл.2)

Аттестуемый

Председатель аттестационной комиссии

( далее – АК)

Члены аттестационной комиссии

Профсоюзный комитет

Руководитель учреждения образования

1. Заявление на имя

председателя АК до 31.03. с примечанием:

«С Инструкцией

о порядке проведения

аттестации педагогических

работников системы

образования ознакомлен»

Подпись.

 

 

 

 

 

2. Накладывает визу:

«Рассмотреть на заседании аттестационной комиссии»

 

 

 

 

 

3.Рассматривают соответствие квалификационным требованиям, стаж в должности, принимают решение о допуске/не допуске, устанавливают сроки аттестации, график аттестации

(в теч.2   месяцев со дня подачи заявления), дату аттестационного собеседования

 

 

 

 

4.Секретарь АК пишет протокол по решению АК

 

 

 

 

 

 

 

5.Согласовывает / не согласовывает график аттестации и дату аттестационного собеседования

 

 

 

 

 

6. Приказ:

- срок проведения аттестации,   список педагогических работников, допущенных к аттестации, график аттестации каждого аттестуемого

 

7. Приказ доводится до сведения аттестуемого не позже, чем за месяц до начала аттестации.

 

 

 

8. Знакомится с графиком аттестации под подпись

 

 

 

9.Ставит вопрос перед УМК о необходимости повышения квалификации претендента на вторую квалификационную категорию в учебном году (п.18.гл.2)

 

10.Распределяет обязанности по организации подготовки аттестации между членами АК

 

 

 

 

 

11.Составляют программу изучения педагогической деятельности   аттестуемого за 2 года

 

 

 

12.Утверждает программу изучения пед.деятельностиаттестуемого

 

 

 

 

 

 

13.Согласовывает программу изучения пед.деятельности

 

14.Знакомится с программой изучения пед. деятельности под подпись

 

 

 

 

15.Проводит 1открытое учебное занятие и 1открытое факультативное занятие (или 2 учебных, если не ведет факультативы), 1 открытое внеклассное мероприятие по предмету с обязательным самоанализом данных   занятий

 

16. Изучают педагогическую деятельность аттестуемого за 2 года согласно составленной программе

 

 

17.Составляет анализ своей педагогической деятельности за время работы

 

 

18. Член АК, ответственный за организацию аттестации аттестуемого,   готовит аналитическую информацию, вмещающую результаты изучения педагогической деятельности за 2 года, сведения о предыдущей аттестации и принятом решении.

 

 

 

 

19.Член АК, ответственный за аттестацию работника, составляет характеристику, которая соответствует аналитической информации, но не повторяет ее, включает деловые и личные качества личности, методические рекомендации для дальнейшего роста.

 

 

 

 

 

20.Согласовывает / не согласовывает аттестационные материалы (аналитическую информацию и характеристику)

 

 

 

 

 

21.Аттестационные материалы подписываются

руководителем учреждения образования

22.Знакомится с характеристикой не позднее, чем   за 7дней до начала аттестационного собеседования   под подпись.

 

 

 

 

 

23.Проводят аттестационное собеседование.

 

 

24.Предоставляет анализ своей деятельности за период работы.

Отвечает на вопросы аттестационного собеседования. Защищает выбор используемых форм и методов преподавания, предоставляет развернутые конспекты открытых учебных и внеклассного мероприятий.

 

 

 

 

 

25.Секретарь АК подробно фиксирует ход аттестационного собеседования

 

 

 

26. Проводит итоговое заседание.

 

 

 

 

 

27. Открытым / тайным голосованием решают «присвоить» или « отказать» в присвоении категории.

 

 

 

 

28. Секретарь пишет протокол заседания АК с методическими рекомендациями для дальнейшего профессионального роста.

 

 

 

 

29. Члены АК подписывают протокол сразу.

 

 

30.Знакомится с решением АК, подписывается в протоколе АК

(согласен / не согласен)

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Пишет приказ о присвоении второй квалификационной категории:

-в личное дело

-в книгу приказов

- в бухгалтерию

свернуть

Об особенностях проведения аттестации педагогических работников

развернуть

В связи с поступающими вопросами по проведению аттестации педагогических работников на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий Министерство образования Республики Беларусь разъясняет.

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция).

Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования и распространяется на педагогических работников учреждений образования, других организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность вне зависимости от отраслевой принадлежности (далее – организации).

При организации проведения аттестации педагогических работников  руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСДС).
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ).
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее – Положение о повышении квалификации).
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее – постановление № 818).

Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Для выборов аттестационной комиссии в соответствии с требованиями и сроками, которые устанавливает Инструкция (пункты    11-15), проводится собрание коллектива педагогических работников организации. Принятые решения оформляются протоколами. В состав аттестационной комиссии входят: руководитель организации или по его решению другое уполномоченное лицо, представитель профсоюзного комитета и, как правило, не менее 5 (пяти) избранных членов из числа педагогических работников, квалификационная категория которых не ниже первой.

В управлении образования облисполкома, комитете по образованию Мингорисполкома, отделе (управлении) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – управление (отдел) образования)  создается аттестационная комиссия для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист», педагогических работников организаций, в которых из-за малого количества педагогических работников нельзя избрать комиссию в количестве, определенном Инструкцией, а также педагогических работников, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность. Аттестационная комиссия отдела (управления) образования рассматривает спорные вопросы, которые возникают при аттестации педагогических работников в  организациях.

Состав аттестационной комиссии организации определяется приказом ее руководителя  и до 1 октября текущего учебного года доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты принятия приказа о ее создании.

Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление до 31 марта текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию. Рассмотрение заявлений претендентов на присвоение квалификационной категории осуществляется на заседании аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске к прохождению аттестации.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации являются (пункт 18 Инструкции):

  1. Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС.

Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. В целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования, соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы».

Пунктом 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, (далее – Общие положения) определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования».

Обращаем внимание, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 № 26 внесены изменения в ЕКСДС. Квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель» изложены в новой редакции.

  1. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями пункта 19 Инструкции.

Данное требование не учитывается в случаях, предусмотренных пунктами 20, 20-1 Инструкции. Стаж работы по занимаемой должности (далее – стаж работы) и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы. Так, например, иными документами, содержащими сведения о периодах работы, подтверждается стаж работы по совместительству, если сведения о работе по совместительству не вносились в трудовую книжку, а также в случаях прохождения аттестации по месту работы по совместительству (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству).  

По общему правилу претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Исключением является присвоение педагогическому работнику второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год. К таким педагогическим работникам относятся лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя. При этом Инструкцией не предусмотрено требование о соответствии специальности, полученной на II ступени образования, специальности I ступени образования. Однако, согласно пункту 20 Общих положений, специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации). Таким образом, претендовать на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год имеют право педагогические работники, у которых специальность, полученная на II ступени образования (магистратура), соответствует специальности I ступени образования.

  1. Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, которое предусмотрено Положением о повышении квалификации. Подтверждается освоение содержания образовательной программы повышения квалификации документом установленного образца. В соответствии с Положением о повышении квалификации педагогические работники учреждений образования, реализующие образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования детей и молодежи проходят повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Переподготовка, стажировка, получение образования в заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации.

В соответствии с частью четвертой пункта 20 Общих положений специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, в том числе на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях. При этом в стаж работы могут засчитываться периоды выполнении педагогической нагрузки не менее чем 0,25 штатной единицы (ставки).

Пунктом 14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40, установлен порядок внесения в трудовую книжку работника сведений о работе по совместительству. Данные сведения вносятся нанимателем по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В связи с тем, что данным нормативно-правовым актом не предусмотрен порядок внесения сведений о присвоении работнику квалификационной категории не по месту основной работы, полагаем возможным вносить такие сведения в трудовую книжку в аналогичном порядке.

Для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме вышеперечисленных требований предъявляются дополнительные, а именно:

наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования;

публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средств обучения;

опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации. В данном случае заявление от аттестуемого не требуется. Основанием для аттестации на подтверждение квалификационной категории является приказ руководителя организации.

До 1 сентября 2017 года обязательную процедуру аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории должны пройти педагогические работники, которым данная квалификационная категория было присвоена более пяти лет назад.

Согласно постановлению № 818 руководителям и их заместителям по основной деятельности, руководителям структурных подразделений по основной деятельности (их заместителям по основной деятельности) учреждений образования, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования на районном (городском, областном) уровне устанавливаются надбавки за наличие квалификационных категорий педагогических работников.

В соответствии с положениями ЕКСДС по таким должностям, как руководитель, директор (начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) не предполагается присвоение квалификационных категорий («категорирования»). Следовательно руководители не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории по занимаемой должности.

Осуществление руководителем в рабочее время оплачиваемой педагогической деятельности в части реализации образовательных программ (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26) не наделяет его правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в связи с тем, что он не занимает «категорируемую» должность педагогического работника на условиях трудового договора.

Вместе с тем в случаях выполнения руководителями на условиях совместительства работы в должностях, по которым в соответствии с положениями ЕКСДС предусматривается категорирование (например, должность учителя), данные педагогические работники обладают правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории. В указанных случаях присвоение (подтверждение) категории производится по должности, которую руководители занимают на условиях совместительства, и регламентируется Инструкцией.

Педагогические работники, которые получили высшую квалификационную категорию до вступления в силу Инструкции, могут претендовать на подтверждение высшей квалификационной категории без учета требований, изложенных в пункте 18 Инструкции.

Если педагогический работник отказался от прохождения обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории либо не явился на квалификационный экзамен или на аттестационное собеседование без уважительных причин, решением аттестационной комиссии данная квалификационная категория снижается (отменяется).

Законодательство не содержит перечня уважительных причин. Уважительность причин является оценочной категорией. Поэтому наниматель вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются те или иные причины неявки уважительными.

         Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационную категорию, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации.

Аналитические материалы готовятся на основании посещенных занятий (уроков, воспитательных мероприятий), анализа и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий; анализа методических разработок учебных занятий и материалов к занятиям; результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования; участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т. п.; анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле); результатов самооценки педагогической деятельности работника; результатов самообразования педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности; результатов опроса воспитанников, обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательных услуг.

Анализ посещенных мероприятий, другие материалы позволят объективно оценить успехи педагогического работника, а также позволят аттестационной комиссии предложить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства аттестуемого.

Одной из составляющей аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен.

Пунктом 30 Инструкции определен перечень педагогических работников, которые освобождаются от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории.

Особое внимание следует обратить на соблюдение подпункта 30.5 пункта 30 Инструкции (в части «педагогических работников, которые за последние пять лет … подготовили победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов и т. д. по тексту). Обязательным требованием является наличие Положения о проведении конкурса, фестиваля, выставки и иного мероприятия, в котором указывается принадлежность мероприятия к той или иной категории.

         Например, аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию без квалификационного экзамена в соответствии с подпунктом 30.6 пункта 30 Инструкции может осуществляться только в случае, если в положении о проведении конкурса указано, что это конкурс учителей или научно-педагогических работников, но не конкурс методических разработок, конкурс разработок уроков и т. д.

Квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 20 Инструкции.

Например, педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». С текущего учебного года он по совместительству стал работать педагогом дополнительного образования. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» в соответствии с данным пунктом без учета стажа работы в этой должности и без сдачи квалификационного экзамена.

Пунктом 20-1 Инструкции предусмотрена возможность прохождения аттестации без учета стажа работы и наличия предыдущей квалификационной категории педагогическими работниками, достигшими значительных результатов в педагогической деятельности, имеющими высокие личные профессиональные достижения. В случае получения согласия Министра образования на допуск педагогического работника к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, аттестация проводится в порядке, установленном инструкцией.

Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в том числе освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом               30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с пунктами 20, 20-1 Инструкции.

Инструкцией не предусмотрено признание присвоенной на территории иностранного государства квалификационной категории. Такая квалификационная категория может быть признана, если это предусмотрено международным договором, участницей которого является Республика Беларусь.

Для проведения квалификационных экзаменов на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории разработаны программы, которые размещены на сайтах учреждений образования, в которых созданы соответствующие квалификационные комиссии:

государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» http://www.academy.edu.by/;

учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» http://ripo.unibel.by/index.php?id=238;

государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/obuchenie;

учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» http://ipkip.bspu.by/slushatelyu/kvalifikacionnyi-ekzamen;

государственное учреждение образования «Институт культуры Беларуси» http://inbelkult.by/by/listeners/kval-f-kacyjny-jekzamen;

учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки»  http://www.bgam.edu.by/structure/departments/training&retraining/qualifying-examination.php;

учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» http://ippkbgufk.edu.by/main.aspx?guid=12411;

государственное учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» http://belmapo.by/otdel-attestacii.html.

свернуть