В помощь педагогам

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР

развернуть

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.

Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:

- в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

- в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.  

Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.

В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования. 

В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.

Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:

– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;

– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.

Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения»

Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.

Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете.

Источник: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ( Заместитель Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко от 26 августа 2016 г.)

 

Для сведения:

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
  • помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
  • коррекция эмоционально – волевой сферы;
  • психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;
  • всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;
  • утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
  • коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
  • рассмотрение конфликтных аспектов;
  • включение родителей в деятельность группы сопровождения;
  • повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

Принципы психолого-педагогического сопровождения.

  1. Рекомендательный характер.
  2. Приоритет интересов сопровождаемого.
  3. Непрерывность сопровождения.
  4. Мультидисциплинарность.

Этапы сопровождения:

  1. Аналитический.
  2. Диагностический.
  3. Практический.
  4. Рефлексивный.

Факторы успешной работы группы:

  • необходимость тщательной диагностики;
  • необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;
  • необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;
  • необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
  • необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;
  • включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.

Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.

Представитель администрации.

  • руководитель службы сопровождения:
  • перспективное планирование деятельности службы;
  • координация деятельности и взаимодействия специалистов;
  • контроль над организацией работы, анализ эффективности.

Учитель-дефектолог.

- проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;

- осуществление образовательной работы;

 -осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).

Учитель класса.

 - выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);

-учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.

Воспитатель группы продленного дня.

-  определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;

- реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.

Педагог-психолог:

- психологическая диагностика;

- психокоррекция;

- психологическое консультирование;

- разработка  рекомендаций другим специалистам.

Педагог социальный:

- объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;

- изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;

-решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

Области деятельности специалистов.

Педагог-психолог.

- результаты познавательной сферы ребенка;

- особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.

- особенности межличностных отношений ребенка;

- итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.

Педагог социальный.

- характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;

- жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;

- конфликтные аспекты в работе с семьей.

Учитель-дефектолог.

- трудности в усвоении программы;

- поведенческие особенности ребенка;

- рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);

- особенности речевого развития ребенка;

-  итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;

- возможности коррекции и прогноз.

 Воспитатель.

- навыки самообслуживания;

- характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;

- особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;

- формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.

 Учитель музыки.

- способности к творческой деятельности;

-  возможности использования  эстетопсихотерапевтических     приемов в коррекции проблем ребенка.

 Учитель физической культуры.

- активность на занятиях;

- предпочтения в упражнениях;

- понимание команд, координация движений.

Организация взаимодействия  специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.

  • Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:

 - определение целей и задач;

 - определение состава;

 - назначение руководителя;

 - определение направлений деятельности.

  • Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.
  • Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным  и личностным качествам коллег.
  • Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.
  • Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.
  • Внесение  корректив в работу команды для повышения  результативности.

 

Рекомендации педагогу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы:

- обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе обучения и воспитания;

- максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в общество;

- организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;

- формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с особенностями психофизического развития, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;

- формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;

- оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с особенностями психофизического развития, развивать у него веру в свои силы и возможности;

- создавать  атмосферу  эмоционального  комфорта  на  занятиях  с  целью сохранения  физического, психического и нравственного здоровья;

- принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития через использование средовых ресурсов;

- осуществлять консультирование законных представителей ребенка;

- принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с особенностями психофизического развития ;

- принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;

- соблюдать профессиональную этику.      

 

свернуть

Рекомендации воспитателю ГПД

развернуть

Рекомендации воспитателю ГПД

по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психического развития в процессе коррекционного обучения (знакомство с разными диагностиками).

Планировать формы учебно-воспитательной работы в группе с учётом особенностей развития детей.

Организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации и задач образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка.

Формировать у детей с особенностями психофизического развития положительного отношения к своим сверстникам, адекватное социальное поведение.

Оказывать помощь другим специалистам, работающим с ребенком,    в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.

Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности.

Принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка.

Принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья.

Осуществлять консультирование законных представителей ребенка. Соблюдать профессиональную этику.

свернуть

Рекомендации педагогу-психологу

развернуть

Рекомендации педагогу-психологу

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

 

Получение информации об учащихся с особенностями психофизического развития;

Проведение диагностики личностных особенностей ребенка и сферы его мотивации;

Участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;

Участие в работе психолого-педагогического консилиума;

Проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий с учащимися;

Проведение групповых и индивидуальных консультации с педагогами по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся, по проблемам воспитания и обучения с целью оптимизации учебно-образовательного процесса;

Проводить групповые и индивидуальные консультации с педагогами по результатам диагностики;

Консультирование родителей по разрешению выявленных у ребенка проблем;

Участие в работе психолого-педагогического консилиума

Соблюдение профессиональной этики

свернуть

Рекомендации педагогу социальному

развернуть

Рекомендации педагогу социальному

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

 

1.      Начальный этап.

Изучение запроса администрации на работу со школьниками с ОПФР, формулирование целей и задач;

Изучение запроса педагогов, работающих в интегрированном (специальном) классе;

Получение информации об учащихся;

Проработка полученной информации;

Подбор диагностического инструментария для выполнения запроса.

2.      Диагностический этап.

Наблюдение за детьми в школе с целью определения уровня адаптации, уровня возникающих проблем;

Выделение группы детей, социальная адаптация которых затруднена;

Диагностика межличностных взаимоотношений в классе.

3.      Информационно-аналитический этап.

Составление программы сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы;

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

4.      Коррекционные занятия (тренинги).

■       Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих мероприятий с детьми.

5.      Консультативно-методическая работа.

Обсуждение проблем детей с ОПФР, обучающихся в интегрированных и специальных классах;

Консультирование по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся;

Консультирование родителей по совместному решению выявленных проблем у детей;

Работа с родителями в рамках модели сопровождения.

Соблюдать профессиональную этику.

свернуть

Рекомендации классному руководителю

развернуть

Рекомендации классному руководителю

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе коррекционного обучения и воспитания;

максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с ОПФР в общество;

организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;

формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с ОПФР, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;

формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;

оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;

учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ОПФР, развивать у него веру в свои силы и возможности;

создавать  атмосферу  эмоционального  комфорта  на  занятиях  с  целью  сохранения  физического, психического и нравственного здоровья;

принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;

осуществлять консультирование законных представителей ребенка;

принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;

принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;

соблюдать профессиональную этику. 

свернуть

Рекомендации учителю-дефектологу

развернуть

Рекомендации учителю-дефектологу

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

проводить диагностику с целью установления актуального уровня развития ребенка;

проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), на развитие коммуникативной деятельности;

осуществлять индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;

принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;

учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности;

создавать на занятиях атмосферу эмоционального комфорта с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;

принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;

осуществлять консультирование законных представителей ребенка;

осуществлять консультирование педагогов учреждения образования по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития;

принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;

соблюдать профессиональную этику.

свернуть