Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Молотковичская средняя школа» Пинского района
Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.
Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:
- в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;
- в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.
Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.
В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования.
В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.
Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:
– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;
– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.
Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения»
Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.
Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете.
Источник: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ( Заместитель Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко от 26 августа 2016 г.)
Для сведения:
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Принципы психолого-педагогического сопровождения.
Этапы сопровождения:
Факторы успешной работы группы:
Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.
Представитель администрации.
Учитель-дефектолог.
- проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
- осуществление образовательной работы;
-осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).
Учитель класса.
- выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);
-учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.
Воспитатель группы продленного дня.
- определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
- реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.
Педагог-психолог:
- психологическая диагностика;
- психокоррекция;
- психологическое консультирование;
- разработка рекомендаций другим специалистам.
Педагог социальный:
- объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
- изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
-решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Области деятельности специалистов.
Педагог-психолог.
- результаты познавательной сферы ребенка;
- особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.
- особенности межличностных отношений ребенка;
- итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.
Педагог социальный.
- характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;
- жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;
- конфликтные аспекты в работе с семьей.
Учитель-дефектолог.
- трудности в усвоении программы;
- поведенческие особенности ребенка;
- рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
- особенности речевого развития ребенка;
- итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;
- возможности коррекции и прогноз.
Воспитатель.
- навыки самообслуживания;
- характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;
- особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;
- формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.
Учитель музыки.
- способности к творческой деятельности;
- возможности использования эстетопсихотерапевтических приемов в коррекции проблем ребенка.
Учитель физической культуры.
- активность на занятиях;
- предпочтения в упражнениях;
- понимание команд, координация движений.
Организация взаимодействия специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.
- определение целей и задач;
- определение состава;
- назначение руководителя;
- определение направлений деятельности.
Рекомендации педагогу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы:
- обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе обучения и воспитания;
- максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в общество;
- организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;
- формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с особенностями психофизического развития, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;
- формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;
- оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с особенностями психофизического развития, развивать у него веру в свои силы и возможности;
- создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
- принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития через использование средовых ресурсов;
- осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
- принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с особенностями психофизического развития ;
- принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
- соблюдать профессиональную этику.
свернуть
Рекомендации воспитателю ГПД
по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психического развития в процессе коррекционного обучения (знакомство с разными диагностиками).
Планировать формы учебно-воспитательной работы в группе с учётом особенностей развития детей.
Организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации и задач образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка.
Формировать у детей с особенностями психофизического развития положительного отношения к своим сверстникам, адекватное социальное поведение.
Оказывать помощь другим специалистам, работающим с ребенком, в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности.
Принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка.
Принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума.
Создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья.
Осуществлять консультирование законных представителей ребенка. Соблюдать профессиональную этику.
свернутьРекомендации педагогу-психологу
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
Получение информации об учащихся с особенностями психофизического развития;
Проведение диагностики личностных особенностей ребенка и сферы его мотивации;
Участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
Участие в работе психолого-педагогического консилиума;
Проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий с учащимися;
Проведение групповых и индивидуальных консультации с педагогами по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся, по проблемам воспитания и обучения с целью оптимизации учебно-образовательного процесса;
Проводить групповые и индивидуальные консультации с педагогами по результатам диагностики;
Консультирование родителей по разрешению выявленных у ребенка проблем;
Участие в работе психолого-педагогического консилиума
Соблюдение профессиональной этики
свернутьРекомендации педагогу социальному
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
1. Начальный этап.
Изучение запроса администрации на работу со школьниками с ОПФР, формулирование целей и задач;
Изучение запроса педагогов, работающих в интегрированном (специальном) классе;
Получение информации об учащихся;
Проработка полученной информации;
Подбор диагностического инструментария для выполнения запроса.
2. Диагностический этап.
Наблюдение за детьми в школе с целью определения уровня адаптации, уровня возникающих проблем;
Выделение группы детей, социальная адаптация которых затруднена;
Диагностика межличностных взаимоотношений в классе.
3. Информационно-аналитический этап.
Составление программы сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы;
Участие в работе психолого-педагогического консилиума.
4. Коррекционные занятия (тренинги).
■ Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих мероприятий с детьми.
5. Консультативно-методическая работа.
Обсуждение проблем детей с ОПФР, обучающихся в интегрированных и специальных классах;
Консультирование по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся;
Консультирование родителей по совместному решению выявленных проблем у детей;
Работа с родителями в рамках модели сопровождения.
Соблюдать профессиональную этику.
свернутьРекомендации классному руководителю
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе коррекционного обучения и воспитания;
максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с ОПФР в общество;
организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;
формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с ОПФР, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;
формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;
оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ОПФР, развивать у него веру в свои силы и возможности;
создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;
осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
соблюдать профессиональную этику.
свернутьРекомендации учителю-дефектологу
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
проводить диагностику с целью установления актуального уровня развития ребенка;
проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), на развитие коммуникативной деятельности;
осуществлять индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;
принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности;
создавать на занятиях атмосферу эмоционального комфорта с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;
осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
осуществлять консультирование педагогов учреждения образования по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития;
принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
соблюдать профессиональную этику.
свернуть