Страничка учителя-дефектолога

В ГУО «Молотковичская средняя школа»  работает ПКПП

(пункт коррекционно-педагогической помощи)

Занятия проводит учитель-дефектолог Тарасёнок Татьяна Вячеславовна в специально оборудованном кабинете.

Индивидуальные и подгрупповые занятия проходят во второй половине дня, после уроков.

 

График работы учителя-дефектолога в ПКПП

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

09.40 -15.05

12.40- 15.15

09.40 -15.05

12.35- 15.05

10.40- 15.05

 

Для информирования родителей обучающихся, зачисленных в ПКПП, на последней неделе месяца  в течение всего учебного года проходят консультации (понедельник: 12.10-12.30).  

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований  санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором учреждения образования. 

Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Продолжительность занятий: подгрупповых – 25 минут; индивидуальных – 20 – 25 минут.

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2 раза в неделю.

Помещение ПКПП условно разделено на функциональные зоны: учебную, игровую, сенсорную, зону развития мелкой моторики и конструктивного праксиса, зону методических материалов и  пособий, релаксационную, технологическую.

    

       

Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

 

Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи в ПКПП направлена на:

  • изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи; 
  • исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному освоению содержания образовательных программ общего среднего образования; 
  • предупреждение возникновения вторичных нарушений развития у обучающихся; 
  • формирование общих способностей к учебной деятельности.

 

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

 

 

 

Нейроигры для школьников

 

Актёрские пробы

Игра пробуждает интерес ребенка к книгам, совершенствует технику чтения, включает воображение и творческие способности ребенка.

Выберите в книге фрагмент текста и читайте его по очереди в образе какого-либо персонажа, любимого героя, человека или животного. Пусть ребенок примерит образ своей учительницы или лучшего друга, старухи Шапокляк или супергероя. Обсудите с ребенком его эмоции и поделитесь своими.

Радио-путаница

Это одна из любимейших детских игр. Она может быть продолжением первого варианта. Активизирует актерский талант ребенка, учит перевоплощаться, прорабатывает выразительность речи и навык управления своим голосом..

Выберите подходящий диалог и прочтите его по ролям с заменой голосов. Например, слова Шапокляк читаем голосом Чебурашки, а речь Человека-паука – в стиле школьной учительницы.

Что не так?

Довольно известная игра, которая тренирует память, внимание, улучшает реакцию и скорость мышления. Ребенку нужно внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить расположение предметов в комнате за 30-40 секунд. После этого он выходит, а вы меняете местами несколько предметов. Можно что-то добавить или убрать. Ориентируйте уровень сложности игры на возраст ребенка.

Браво, автор!

Упражнение активизирует внимание, мышление, память и логику.         Нарежьте текст на отрывки (в продвинутом варианте можно нарезать на слова) и перемешайте между собой.

Задача – как можно быстрее воссоздать текст, сложив правильно фрагменты. На начальном этапе лучше использовать хорошо знакомые тексты, например, сказки. Вариант для интеллектуалов — смешать несколько фрагментов разных произведений и собирать их на время.

Половинки

Прекрасная тренировка концентрации, скорочтения и экспресс-анализа информации.

Один игрок читает начало предложения, а задача второго – найти его окончание в тексте. Для детей постарше можно читать начало слова и на время искать его «хвостик» в книге.

 

Гиперактивные дети

Известно, что этот гиперактивность  отмечается примерно у 20 процентов детей школьного возраста, причем у мальчиков - в четыре раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, "неуправляемое" поведение.

Учителям 1-4 классов  при работе с такими детьми можно рекомендовать использование цикличности. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга  (до 15 минут) необходимо чередовать с периодами отдыха.

 При выполнении домашних заданий это сделать нетрудно. Учителю же придется смириться, что время от времени его ученик может "выпадать" из хода урока. Причем вовсе не из-за желания досадить своему педагогу. За "спадом" вновь последует период достаточной работоспособности, просто нужно слегка направить ребенка в русло урока повторением какой-то мысли.

Если такой ребенок посещает группу продленного дня, родителям нужно взвесить все за и против. Доводы "против" могут перевесить: шум, невозможность побыть в одиночестве (а такая потребность есть и у гиперактивного); воспитатель вряд ли может уделить необходимое индивидуальное внимание при приготовлении уроков и т.д.

Основную роль в обучении такого ребенка до определенного школьного возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. Упреки в нежелании учиться тут бесполезны, лучше постепенно восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребенком определенный задел, несколько забегая вперед учебной программы. Это позволит ему легче усваивать "новый" материал, когда его будут объяснять на уроке.

По мере созревания головного мозга острота описанных проблем поведения и обучения сглаживается. Но эффекта стоит ждать, если систематическая и грамотная работа с такими детьми ведется в течение нескольких лет. 

 

Уважаемые родители!

           Когда вы отправляли ребенка в первый класс, вы были уверены, что он развит, смышлен и вполне подготовлен к обучению. Но успехи на первых порах сменились неудачами. Ребенок хорошо справляется с математикой и другими предметами, но с трудом овладевает письмом. У него ужасный подчерк, а в выполненных упражнениях и диктантах множество ошибок. При этом ребенок добросовестно учит правила .

Проанализируйте ошибки в тетрадях вашего ребенка.

  1. Путает похожие по начертанию буквы (Ш и Щ, Р и Ь, З и Э), часто пропускает буквы в словах (тлфон (телефон).
  2. Переставляет буквы и слоги внутри слова или наращивает слово лишними буквами (ребёза (берёза)).
  3. Не слышит ударных гласных звуков в слове.
  4. Не различает на слух согласные звуки З-С, Ж – Ш, Ч – Щ, Ц – С, Б-П, В-Ф.

         Если подобные ошибки вы нашли в тетрадях у своего ребенка в большом количестве скорее всего у него –дисграфия (частичное нарушение письма) и нужно обратиться в пункт коррекционно-педагогической помощи, чтобы распознать специфические особенности этих нарушений.

         Подобные явления у детей,  да и у многих взрослых встречаются нередко. И очень часто низкая успеваемость ребенка в школе объясняется  не состоянием его интеллекта, а неразвитостью фонематического слуха  и зоркости.

Чтобы овладеть грамотным письмом, важно обладать речевым слухом (различать звуки речи, улавливать оттенки сказанного) и особым зрением на буквы (запоминать и воспроизводить их начертание).

         Чтобы преодолеть эти нарушения письма, необходимы систематические занятия и упражнения, которые должны проводиться в школе с учителем-дефектологом и дома с родителями.

 

Вот несколько практических советов:

  1. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев.
  2. Ежедневно в течение 2-3 недель переписывать в тетрадь небольшой текст или упражнение. Пусть это будет одна строка в день, но написанная правильно и отчетливо. Текст нужно записывать на клеточном поле по одной букве в клетке, буква должна занимать одну клетку целиком.
  3. Полезно играть в игры, развивающие речевой слух: «Повторение скороговорок», «Подбор слов на заданные буквы», «Определять порядок звуков в слове».
  4. Можно писать под диктовку небольшие тексты, предложения.
  5. Все, что ребенок пишет на бумаге, он должен обязательно проговаривать вслух.
  6. Не заставляйте  ребенка переделывать и переписывать много раз  домашние задания. Большое упражнение разбейте на части и выполняйте в несколько приемов.
  7. Не ругайте ребенка за неудачи, а чаще находите поводы его похвалить. Не вызывайте в нем отвращения к учебе, усталости, раздражения и недовольства собой.
  8. Пополняйте словарный запас ребенка.

 

Желаю успехов в учебе вашим детям!