Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Молотковичская средняя школа» Пинского района
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРАЗОВАНИЯ
«МОЛОТКОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»ПИНСКОГО РАЙОНА
ПРОЕКТ
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Название проекта |
Школа – территория здоровья |
Цели и задачи проекта |
Цель проекта: Создание модели здоровьесберегающей среды в учреждении образования, в основе которой лежит комплексный подход к пониманию содержания здоровья. Задачи проекта: 1. Разработка комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья. 2. Эффективное и системное использование здоровьесберегающих технологий 3. Создание оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения 4. Координация деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся 5. Формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса 6. Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний |
Наименование организации-заявителя |
Государственное учреждение образования «Молотковичская средняя школа»Пинского района |
Юридический адрес |
улица Ленина, 10Б, аг. Молотковичи, Брестская область, Республика Беларусь |
Адрес электронной почты |
|
Разработчики проекта |
Творческая группа педагогов Государственного учреждения образования «Молотковичская средняя школа»Пинского района |
Координатор проекта |
Силиванович Виктория Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе |
Этапы реализации проекта |
1 этап – 2020 год аналитическо-диагностический; 2 этап – 2020-2021 годы экспериментальный (основной); 3 этап – 2022 год рефлексивно - обобщающий |
Сроки реализации проекта |
2020-2022 годы |
Новизна проекта |
Новизна проекта определяется созданием собственной модели здоровьесберегающей среды в учреждении образования |
Практическая значимость проекта |
Практическая значимость проекта определяется: 1. Увеличением доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни; 2. Уменьшением доли учащихся с вредными привычками (от общего количества учащихся); 3. Отсутствием отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса; 4. .Положительной динамикой мониторинга уровня физической подготовленности учащихся; 5. Положительной динамикой охвата учащихся спортивно- оздоровительной досуговой деятельностью. |
Описание проблемы.
Состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему, поскольку увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеет вредные для здоровья привычки, что пагубно сказывается как на духовном, так и на физическом состоянии их здоровья.
К основным факторам риска формирования здоровья школьников относятся неполноценное питание, гипокинезия школьников, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Актуальность проекта направлена на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения. Не менее важно, в процессе реализации проекта, определить резервы и возможности совершенствования работы, направленной на формирование потребности в здоровом образе жизни с учетом результатов мониторинга здоровья, мнений и запросов всех участников образовательного процесса. Выполнить поставленную задачу, призваны все участники образовательного процесса: педагоги, ученики, законные представители учащихся, представители социума.
На заседании инициативной группы были определены направления деятельности:
-выявление ведущих форм патологии учащихся;
-разработка системного плана действий для улучшения здоровья учащихся и педагогов;
-создание банка положительного опыта работы педагогов по данной теме и условий обеспечивающих получение необходимых результатов.
Цель: формирование у учащихся, родителей и педагогического коллектива устойчивой мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на них природных и социальных факторов окружающей среды.
Задачи:
1.Повышение уровня информированности учащихся о факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье человека.
2.Формирование позитивного и ответственного отношения к своему здоровью у учащихся, их родителей и педагогов
3.Обучение навыкам безопасного поведения.
4.Укрепление физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая среда состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:
1.Здоровьесберегающая инфраструктура
2.Рациональная организация образовательного процесса
3.Организация физкультурно-оздоровительной работы
4.Работа с родителями
5.Организация питания
Сроки реализации: 2020– 2022 учебные годы.
Механизм реализации проекта осуществляется через совершенствование информационного обеспечения, расширение взаимодействия участников, активное привлечение учащихся, родителей и педагогов к различным мероприятиям, направленным на формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
- использования эффективных методов, приемов обучения;
- внедрения и реализации здоровьесберегающих программ и технологий в
образовательный процесс;
- повышения качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья детей;
- организации питания обучающихся и медицинского обслуживания;
- рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени, летнего отдыха;
- привлечения родительской общественности к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
|
|
|||||
Соблюдение «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения COVID-19, разработанных Министерством здравоохранения и Министерством образования Республики Беларусь» |
постоянно |
Руководство школы, педагоги, технический персонал, учащиеся, родители |
||||||||
Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса |
|
|||||||||
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации учебного процесса |
На протяжении учебного года |
Суховерхая С.В. Лущицкая И.В. Силиванович В.В. |
|
|
||||||
Организация образовательного процесса в соответствии с нормами СанПиНа (расписание уроков, перемен, объединений по интересам, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.) |
На протяжении учебного года |
Суховерхая С.В. Лущицкая И.В. Силиванович В.В.
учителя – предметники, классные руководители |
|
|
||||||
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов
|
На протяжении учебного года |
Суховерхая С.В. Лущицкая И.В. Силиванович В.В. Классные руководители |
|
|
||||||
Повышение здоровьесберегающей компетентности всех участников образовательного процесса |
|
|||||||||
Круглый стол «Основы правильного питания» |
Апрель 2021 |
Марчук О.А. |
|
|
||||||
Разработка и распространение памяток, листовок по вопросам ЗОЖ |
В течение года |
Классные руководители |
|
|
||||||
Изучение материалов интернет-портала «Здоровые люди» |
В течение года |
Классные руководители |
|
|
||||||
Изучение материалов «Культура здоровья» (информация для населения) Министерства здравоохранения |
В течение года |
Классные руководители |
|
|
||||||
Информация «Итоги реализации информационного проекта «Школа – территория здоровья» |
Май 2021 |
Силиванович В.В. |
|
|
||||||
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся |
|
|||||||||
Проведение занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» |
В течение учебного года |
классные руководители |
|
|
||||||
Проведение тематических недель, информационных и классных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни |
В течение года |
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
|
|
||||||
Организация единых дней профилактики с приглашением специалистов УЗ «Молотковичская районная поликлиника » |
В течение года |
Специалисты |
|
|
||||||
Организация единых дней профилактики с приглашением специалистов Центра гигиены и эпидемиологии, центром наглядной профилактики потребления наркотических средств |
В течение года |
Силиванович В.В. Специалисты |
|
|
||||||
Проведение единых дней здоровья |
Каждая 2-я суббота месяца |
Силиванович В.В., Классные руководители, учителя физической культуры |
|
|
||||||
Мероприятия в рамках республиканской акции «Мой выбор – жить с позитивом!» |
В течение года |
Специалисты СППС |
|
|
||||||
Проведение физкульминуток на уроках |
Ежедневно |
Учителя-предметники |
|
|
||||||
Проведение динамических перемен после 2,3,4 уроков |
Ежедневно |
Классные руководители, учителя физической культуры |
|
|
||||||
Проведение акций по безопасности членами ОО «БРПО» |
Еженедельно |
Педагог-организатор Пригодич О.В. |
|
|
||||||
Мероприятия в рамках: - Международного дня борьбы со СПИДом; - Всемирного дня борьбы с туберкулезом; - Дня профилактики болезней сердца |
По отдельному плану |
Социальный педагог, классные руководители |
|
|
||||||
Обновление уголков здоровья |
В течение года |
Классные руководители |
|
|
||||||
Организация горячего питания |
Постоянно |
Администрация школы |
|
|
||||||
Работа оздоровительного лагеря в период каникул |
В период каникул |
Силиванович В.В. Пригодич О.В. |
|
|
||||||
Презентация специальной литературы по формированию здорового образа жизни (журнал «Здаровы лад жыцця») |
Постоянно |
Карпович И.В. |
|
|
||||||
Организация тематических книжных выставок по вопросам здорового образа жизни |
Постоянно |
Карпович И.В. |
|
|
||||||
Подготовка лекторских групп по пропаганде здорового образа жизни |
Ежемесячно |
Карпович И.В. |
|
|
||||||
Размещение на сайте информации по здоровому образу жизни |
Постоянно |
Силиванович В.В. Локун О.М. |
|
|
||||||
Конкурс буклетов «Вырастем здоровыми» |
Апрель |
Пригодич О.В. Классные руководители |
|
|
||||||
Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) |
|
|||||||||
Тестирование учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам. |
Ежегодно |
Социальный педагог Марчук О.А. классные руководители |
|
|
||||||
Беседы, круглые столы по профилактике вредных привычек |
1 раз в месяц |
Классные руководители |
|
|
||||||
Просмотр видеороликов соответствующей тематики |
В течение учебного года |
Социальный педагог Марчук О.А. классные руководители |
|
|
||||||
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа |
|
|||||||||
Анализ занятости детей физкультурой и спортом: -определение группы здоровья; -занятость в спортивных кружках и секциях. |
Сентябрь 2020г. |
Силиванович В.В. классные руководители |
|
|
||||||
Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады |
Согласно плану |
Кохнюк А.А. |
|
|
||||||
Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно – оздоровительных мероприятий |
Согласно плану |
Кохнюк А.А. |
|
|
||||||
Работа объединения по интересам «Футбол» «Настольный теннис» |
В течение года |
Чистяков А.М.
Кохнюк А.А. |
|
|
||||||
Оформление стендов «Спортивная жизнь школы», «Беларусь олимпийская» |
В течение года |
Кохнюк А.А. |
|
|
||||||
Участие в районных, городских, областных спортивных соревнованиях |
В течение года |
Кохнюк А.А. |
|
|
||||||
Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых |
|
|||||||||
Ознакомление родителей с результатами медицинского осмотра, состоянием здоровья их детей, с требованиями программ по физической культуре, содержанием оздоровительной работы с детьми в семье на общешкольном родительском собрании |
октябрь |
Администрация школы |
|
|
||||||
Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни: - «Иммунитет и способы его укрепления», - «Режим дня», - «Здоровое питание школьника», - «Жить с позитивом!», - «Безопасный интернет» и др. |
1 раз в полугодие |
Классные руководители |
|
|
||||||
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д. |
В течение года |
Классные руководители |
|
|
||||||
Подготовка памяток для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей», «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», « Гимнастика для глаз» |
В течение года |
Классные руководители Силиванович В.В. |
|
|
||||||
Проведение тематических общешкольных родительских собраний с приглашением специалистов |
В течение года |
Администрация школы |
|
|
||||||
Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей |
В течение года |
Кохнюк А.А., классные руководители |
|
|
||||||
Недели, декады и месячники по сохранению жизни и здоровья, формированию здорового образа жизни |
|
|||||||||
Месячник безопасности «В центре внимания дети!» |
01.09.-21.09.2020 |
Силиванович В.В., классные руководители |
|
|||||||
Декада профилактики травматизма |
10-19.12.2020 |
Классные руководители |
|
|||||||
Месячник профилактики гриппа и ОРЗ |
Январь-февраль |
Силиванович В.В., Классные руководители |
|
|||||||
Неделя профилактики наркозависимости |
Февраль |
Марчук О.А. Классные руководители |
|
|||||||
Неделя гигиены рук |
Май |
Классные руководители |
|
|||||||
|