Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Молотковичская средняя школа» Пинского района
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым», – так говорил Ж.Ж.Руссо.
На сегодняшний день проблемы здоровья подрастающего поколения Беларуси являются причиной озабоченности как государства, так и самих граждан. Свою долю ответственности за сохранение здоровья учащихся несет и система образования, однако проблемная экология, социальная напряженность, размытие нравственных ценностей социума усложняют традиционные задачи школ и гимназий.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у Беларуси нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Объясняется это, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие болезни. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде следующих его составляющих:
Формирование социально, нравственно, психически и физически здоровой личности становится возможным, если человек с детства заботится о своем здоровье и ведет здоровый образ жизни. Наукой доказано, что качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.
Здоровый образ жизни – это отражающая совокупность индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно-нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть, здоровый образ жизни – это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности.
Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в школе, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности учащегося и вела к оздоровлению всего коллектива. А это задача не отдельных мероприятий и даже комплекса их, это задача перестройки всей жизни школы.
Проект «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает комплексную работу педагогического коллектива Государственного учреждения образования «Молотковичская средняя школа»Пинского района по сохранению и повышению уровня психического, нравственного, физического и социального здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников.
В процессе реализации проекта «Школа – территория здоровья» учтены следующие принципы:
Цель проекта:
создание модели здоровьесберегающей среды в учреждении образования, в основе которой лежит комплексный подход к пониманию содержания здоровья.
Достижение цели предполагается через решение следующих задач:
1.1. анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности гимназии;
1.2. постановка и осмысление проблемы.
2.1. поиск путей решения поставленной проблемы;
2.2. создание условий, необходимых для реализации проекта;
2.3. организация эффективной здоровьесберегающей деятельности гимназии;
2.4. апробация выбранных здоровьесберегательных образовательных технологий, форм и методов обучения.
3.1. анализ полученных результатов;
3.2. соотнесение полученных результатов с целями и ожидаемыми результатами проекта;
3.3. формирование адекватных и целостных представлений о проблеме и результатах решения;
3.4. определение перспективы развития проекта.
свернутьУсловия здоровьеформирующей деятельности в учреждении образования:
Анализ состояния здоровья учащихся:
1.2. Образовательная деятельность школы по формированию культуры здорового образа жизни.
1.3. Внеурочная деятельность школы по формированию культуры здорового образа жизни:
Разработка, подбор и апробация критериев и показателей эффективности комплексного подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся и комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
свернутьВ основе проекта лежат следующие подходы:
аксиологический, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из главных ценностей человеческого бытия;
деятельностный, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность педагога и ученика через активные формы обучения и воспитания и активное взаимодействие и направленную на реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса;
системный, который рассматривает учреждение образования как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, задаваемые целеполаганием изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет оценивать эффективность достижения поставленных целей.
Реализация проекта «Школа - территория здоровья» может стать существенным вкладом в развитие здоровьесберегающих идей и практики их реализации в учреждениях образования нашего города. А опыт нашего учреждения образования в направлении сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса может оказаться важным и быть интересным и востребованным для школ города и района.
свернутьНормативно – правовыми документами для разработки проекта послужили: