Информационная карта проекта.

Пояснительная записка

развернуть

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым», – так говорил Ж.Ж.Руссо.

На сегодняшний день проблемы здоровья подрастающе­го поколения Беларуси являются причиной озабоченности как государства, так и самих граждан. Свою долю ответственности за сохранение здоровья учащихся несет и система об­разования, однако проблемная экология, социальная напряженность, размытие нравственных ценностей социума усложняют традиционные задачи школ и гимназий.

Здоровые дети –  это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у Беларуси нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Объясняется это, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие болезни. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде следующих его составляющих:

  1. Здоровье физическое:
    • медицинское определение – это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;
    • педагогическое определение – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
  2. Здоровье психическое:
    • медицинское определение – это состояние психическое сферы, основу которой составляет статус общего духовного комфорта, адекватная поведенческая реакция;
    • педагогическое определение – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
  3. Здоровье социальное:
    • медицинское определение – это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в структуре общества;
    • педагогическое определение – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, гимназии, социальной группе).
  4. Здоровье нравственное это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Формирование социально, нравственно, психически и физически здоровой личности становится возможным, если человек с детства заботится о своем здоровье и ведет здоровый образ жизни. Наукой доказано, что качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.

Здоровый образ жизни – это отражающая совокупность индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно-нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть, здоровый образ жизни – это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных  социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности.

Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в школе, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности учащегося и вела к оздоровлению всего коллектива. А это задача не отдельных мероприятий и даже комплекса их, это задача перестройки всей жизни школы.

Проект «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает комплексную работу педагогического коллектива Государственного учреждения образования «Молотковичская средняя школа»Пинского района по сохранению и повышению уровня психического, нравственного, физического и социального здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников.

В процессе реализации проекта «Школа – территория здоровья» учтены следующие принципы:

  1. принцип развития (главная цель – всестороннее развитие учащегося);
  2. принцип самообразования (учащийся должен стремиться самостоятельно пытаться узнать что-то новое, заниматься самообразованием);
  3. принцип толерантности (обучать учащихся быть терпимыми не только к ближайшему окружению, но и к посторонним в любой жизненной ситуации);
  4. принцип гуманности (высшая ценность в обществе – человек);
  5. принцип индивидуализации и дифференциации (выявление творчески, интеллектуально, спортивно-развитых учащихся, но в то же время не выделение их из общего числа, а наоборот создание условий для того, чтобы эти учащиеся развивали остальных, становились примером для других);
  6. принцип непрерывности и комплексности (развитие каждого учащегося должно проходить неразрывно от социума и комплексе «обучение – развитие – воспитание»);
  7. принцип демократичности (каждая точка зрения имеет право на существование);
  8. принцип доступности (в гимназии нет ограничений для получения информации по здоровьесбеоегающему подходу для любого учащегося);
  9. принцип вариативности (вариантности выбора форм социальной защиты детей);
  10. принцип необходимости и достаточности социальной помощи учащимся (оказание своевременной и необходимой помощи);
  11. принцип взаимосвязи социальной защиты и подготовки учащихся к социальной самозащите (решение задач социальной защиты при активности самих объектов этой защиты, поиск самими учащимися выхода их своих затруднений с опорой на советы и поддержку взрослых, подготовку к социальной самозащите, включающую обучение учащихся комплексу различных действий, направленных на защиту себя в различных, даже непредвиденных ситуациях, подготовку к социальной самозащите с учетом индивидуального программирования социального поведения и деятельности).
свернуть

Цель и задачи проекта

развернуть

Цель проекта:

создание модели  здоровьесберегающей среды в учреждении образования, в основе которой лежит  комплексный подход к пониманию содержания здоровья.

Достижение цели предполагается через решение следующих задач:

  1. Разработка комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
  2. Эффективное и системное  использование здоровьесберегающих технологий.
  3. Создание оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения.
  4. Координация деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся.
  5. Формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
  6. Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний.
свернуть

Сроки и этапы реализации проекта

развернуть
  1. Аналитическо - диагностический этап (ноябрь2020– декабрь 2020):

1.1. анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности гимназии; 

1.2. постановка и осмысление проблемы.

  1. Экспериментальный (январь 2021– декабрь 2021):

2.1. поиск путей решения поставленной проблемы;

2.2. создание условий, необходимых для реализации проекта;

2.3. организация эффективной здоровьесберегающей деятельности гимназии;

2.4. апробация выбранных здоровьесберегательных образовательных технологий, форм и методов обучения.

  1. Рефлексивно – обобщающий этап (2022 год):

3.1. анализ полученных результатов;

3.2. соотнесение полученных результатов с целями и ожидаемыми результатами проекта;

3.3. формирование адекватных и целостных представлений о проблеме и результатах решения;

3.4. определение перспективы развития проекта.

свернуть

Механизм реализации программы

развернуть
  1. Анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности Государственного учреждения образования «Молотковичская средняя школа»Пинского района.

Условия здоровьеформирующей деятельности в учреждении образования:

  • организация здоровьесберегающей среды,
  • организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
  • организация питания;
  • ресурсы школы.

Анализ состояния здоровья учащихся:

  • динамика распределения учащихся по группам здоровья;
  • мониторинг физического развития учащихся;
  • заболеваемость учащихся;
  • наличие учащихся, имеющих вредные привычки;
  • мониторинг физической подготовленности учащихся.

1.2. Образовательная деятельность школы по формированию культуры  здорового образа жизни.

1.3. Внеурочная деятельность школы по формированию культуры здорового образа жизни:

  • физическое воспитание и двигательная активность учащихся;
  • проведение спортивно - массовых мероприятий, фестивалей, акций.
  • участие родителей в здоровьеформирующей деятельности школы.
  • исходный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.
  1. Разработка модели здоровьесберегающей среды в образовательном     учреждении, в основе которой лежит комплексный подход к пониманию содержания здоровья:
    • создание системы здоровьесбережения в образовательной деятельности школы;
    • создание системы здоровьесбережения в воспитательной деятельности школы:
  • организация физкультурно-оздоровительной работы в шестой школьный день;
  • организация деятельности волонтерского отряда «Волонтеры ЗОЖ» с целью пропаганды и популяризации принципов здорового и безопасного образа жизни;
  • межведомственное взаимодействие по формированию культуры здорового образа жизни как основа комплексного подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья.
  • создание оптимального материально-технического и научно - методического обеспечения.

Разработка, подбор и апробация критериев и показателей эффективности комплексного подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся  и комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

свернуть

Концептуальные основы проекта "Школа - территория здоровья"

развернуть

В основе проекта лежат следующие подходы:

аксиологический, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из главных ценностей человеческого бытия;

деятельностный, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность педагога и ученика через активные формы обучения  и воспитания и активное взаимодействие  и направленную на реализацию  здоровьесберегающего    учебно-воспитательного   процесса;

системный, который рассматривает учреждение образования как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, задаваемые целеполаганием изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет оценивать   эффективность   достижения   поставленных целей.

Реализация проекта «Школа - территория здоровья» может стать существенным вкладом в развитие здоровьесберегающих идей и практики их реализации в учреждениях образования нашего города.  А опыт нашего учреждения образования в направлении сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса может оказаться важным и быть интересным и востребованным для школ города и района.

свернуть

Ожидаемые результаты:

развернуть
  1. сформированность у учащихся определенных знаний, умений и действий в области культуры здоровья, здорового образа жизни, социального поведения и т.д.;
  2. отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса;
  3. положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности учащихся;
  4. положительная динамика охвата учащихся спортивно-оздоровительной досуговой деятельностью;
  5. уменьшение доли учащихся с вредными привычками (от общего количества учащихся);
  6. увеличение доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни;
  7. разработка системы поощрения учащихся, активно стремящихся к здоровому образу жизни;
  8. использование сайта школы в активном режиме;
  9. проведение на базе школы семинаров, акций, фестивалей с целью распространения и обмена опытом работы в данном направлении:
  10. выпуск методических рекомендаций, буклетов с целью распространения и обмена опытом работы школы в данном направлении.
свернуть

Нормативно – правовая база проекта.

развернуть

Нормативно – правовыми документами для разработки проекта послужили:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).
  2. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы: утверждена постановлением Совета Министров от 14 марта 2016 г. №200.
  3. Закон Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. № 153 – 3 «Об оказании психологической помощи».
  4. Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 122 – 3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
  5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
  6. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 06 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи».
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9 «Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы».
  9. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 «Об утверждении Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении»,  «Об утверждении Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении».
свернуть