Рекомендации психолога

Проблемы в выборе профессии

развернуть

Никто не будет спорить с утверждением, что одной из самых главных проблем современного человека является проблема выбора. Нам приходится выбирать постоянно: сегодняшнее общество построено на многообразии и вариативности. Есть ситуации, когда ошибка в выборе будет иметь далеко идущие последствия и может отразиться на всей дальнейшей жизни. Одна из таких ситуаций: определение человеком своего дела, или профессии.

Никто не будет спорить с утверждением, что одной из самых главных проблем современного человека является проблема выбора. Нам приходится выбирать постоянно: сегодняшнее общество построено на многообразии и вариативности. Есть ситуации, когда ошибка в выборе будет иметь далеко идущие последствия и может отразиться на всей дальнейшей жизни. Одна из таких ситуаций: определение человеком своего дела, или профессии.

Сегодняшним молодым людям очень сложно. Им приходится выбирать из большого числа современных специальностей.

Конечно, не существует какого-то абсолютно надежного и верного способа определения склонностей и способностей человека и соответствующего им способа заработка. Но есть ряд факторов, которые следует учитывать, и ряд советов специалистов, которые помогут молодым людям свести вероятность ошибки к минимуму.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, специалисты делят на три группы:

  • незнание самого себя;
  • незнание мира профессий;
  • незнание правил выбора профессии.

 

Как же избежать ошибок и принять окончательное и, главное, верное решение?

 

Чтобы познать самого себя, вам необходимо изучить:

  • Свое здоровье
  • Интересы и склонности
  • Способности, знания и умения

 

Некоторые человеческие особенности, например, интересы или склонности, характеризуются непостоянством, изменчивостью. Но существует другой тип индивидуальных характеристик. Они довольно устойчивы, и изменить их практически нельзя. Их влияние очень ощутимо в деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. К ним относятся, например, черты, связанные с индивидуальными особенностями нервной системы. Чтобы разобраться с тем, какими психофизиологическими и психологическими качествами обладает человек, сегодня существуют различные диагностические методики.

 

Информацию можно получить из специализированной литературы, СМИ, Интернета.

Кроме того, вы можете побеседовать со следующими людьми:

  • психологами-профконсультантами;
  • школьным психологом;
  • преподавателями профессиональных учебных заведений;
  • школьными учителями;
  • специалистами тех профессий, которые Вас интересуют;
  • родителями, родственниками и знакомыми.
свернуть

Полезные советы для родителей

развернуть

Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет оценить ваше участие в профессиональной ориентации вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да»; если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. И мне, и моему ребенку приносит большую радость совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие - нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

 

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ:

Ответ

Номера суждений

«Да»

1,2, 4,7, 8,10,11,14,16

«Нет»

3,5, 6, 9,12, 13,15

 

Суммируйте полученные баллы и прочитайте, что значит результат, который у вас получился.

 

12-16 баллов. Можно сделать вывод, что вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.

 

8-11 баллов. Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.

 

4-7 баллов. Такой результат говорит о том, что вы уделяете недостаточное количество внимания трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, а в дальнейшем - работа, и надо уже сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.

0-3 балла. У вас либо мало свободного времени, либо вы не уверены, что сможете чем-то помочь своему ребенку, и в связи с этим несерьезно относитесь к воспитанию в семье. Однако ребенок нуждается в вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

свернуть

Полезные советы для родителей

развернуть

Уважайте мнение ребенка. Давайте себе отчет в том, что ребенок имеет полное право на свой выбор.

Осознайте, что ребенок получает право голоса в семье не в 18 лет, а намного раньше. Уже с 14 лет его можно считать вполне сформировавшейся личностью. Он имеет свои убеждения, определенные черты характера и, конечно, мечты, которые касаются его будущего.

Донесите до ребенка, что независимо от его решения вы будете его поддерживать.

С интересом выслушивайте все, о чем рассказывает вам ваш ребенок.

Если что-то для него важно, если он делится с вами своим мнением или просит совета, вы обязательно должны уделить этому внимание.

Вся родительская профориентационная поддержка должна происходить в форме диалога, партнерского обсуждения.

Расспрашивайте у сына или дочери о причинах его выбора. При этом не давите на ребенка, не пытайтесь его переубедить.

Разговаривая с ребенком, избегайте наставительного тона! Часто именно интонация, а не содержание ваших высказываний вызывает сопротивление и неприятие.

Представления и высказывания ребенка в каких-то аспектах могут быть наивными, нереалистичными. Это естественно и почти неизбежно, поэтому проявите понимание и воздержитесь от жесткой критики и тем более иронии, высмеивания, раздражения.

Не ждите, чтобы ребенок немедленно согласился с вами, признал свою неправоту, будучи «раздавлен» неотразимостью вашей логики и богатством жизненного опыта. Не повторяйте одни и те же доводы снова и снова: это будет походить на нравоучение, вызывая только раздражение. Если ваши высказывания действительно убедительны и как-то соотносятся с личным опытом ребенка, то они постепенно «прорастут» и окажут свое действие.

Подробно рассказывайте, как вы видите и понимаете ту или иную ситуацию. Поясняйте, что вызывает у вас сомнения: ищите вместе другие варианты и подходы к решению вопроса, обращаясь при этом к пусть небольшому, но собственному опыту молодого человека.

Периодически создавайте ситуации, в которых ребенок будет практиковаться в принятии самостоятельных решений.

Воспитывайте трудолюбие. Не беда, если молодой человек сразу не может выбрать себе профессию. Но если ему с детства привито трудолюбие, целеустремленность и настойчивость, стремление быть полезным людям, то он наверняка придет к своей цели, какие бы трудности и неожиданности не встретились на его пути.

Будьте рядом с ребенком в момент принятия любых решений, особенно тех, которые касаются его будущей профессии.

Помогите ребенку наметить план своей карьеры. Например, обсудите, чего он хочет добиться в жизни, что необходимо для осуществления его желаний и какие профессии позволят ему этого достичь; какое образование и где можно получить для овладения данными профессиями; что надо предпринимать уже сейчас для поступления и успешного обучения в том или ином учебном заведении; что может помешать и как уменьшить риск неудачи.

Желательно выяснить, какие потребности определяют поведение ребенка в процессе профессионального самоопределения, чем он руководствуется, какие стороны профессии его привлекают. Это может быть престижность, возможность сделать карьеру, желание добиться успеха и даже славы, иметь высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из знакомых.

свернуть

7 шагов к выбору профессии

развернуть
  1. Составить список подходящих профессий.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

  1. Составить перечень требований выбираемой профессии.

Составьте список своих требований:

- выбираемая профессия и будущий род занятий;

- выбираемая профессия и жизненные ценности;

- выбираемая профессия и жизненные цели;

- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

-выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

- желательный уровень профессиональной подготовки;

- выбираемая профессия и мои склонности и способности;

- желательные содержание, характер и условия работы.

  1. Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

  1. Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

  1. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

свернуть

Роль семьи при выборе профессии

развернуть

Каждый ребенок уникален: у него есть особенные таланты, увлечения, желания и возможности. Одни довольно рано решают, что хотят лечить людей, поэтому целенаправленно движутся к мечте: углубленно изучают химию и биологию. Другие же дети могут всю сознательную жизнь увлекаться физикой, а потом выбрать гуманитарную специальность. Третьи уже с дипломом на руках осознают, что хотят заниматься совершенно другим.

 Родители должны понимать, что профессиональное самоопределение может пойти по незапланированному сценарию. Стоит ли им вмешиваться, навязывая свои желания, или лучше полностью доверить выбор ребенку?

 Выбирая профессию, подросток ещё не готов в полной мере осознать все стороны будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего - родителей. Нередко в семье возникают конфликтные ситуации, связанные, в частности, с выбором профессии и дальнейшего пути получения образования. Причинами могут выступать неадекватная позиция родителей в профессиональном самоопределении ребенка или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей. Условно родителей можно разделить на 4 группы:

 

  1. Активно участвующие в вопроса выбора профессии для своих детей. Такие родители дают квалифицированные советы, разумно и обоснованно пытаются помочь выбрать профессия с учетом их интересов, склонностей и способностей
  2. Пассивно относящиеся к этому вопросу. Такие родители предоставляют своим детям полную свободу выбора профессии.
  3. Родители, которые беседуют: детьми о путях выбора профессии, интересуются их предпочтениями и намерениями; предоставляют своим детям самим решать свою судьбу.
  4. Навязывающие свою волю детям. Такие родители настаивают на верности собственной точки зрения касательно выбора профессии своих детей.

 Полярные установки «Пусть сам решает!» или «Что он без меня решит?» редко оказываются продуктивными и, в конечном счете, могут привести к отчуждению между родителями и ребенком. Важно оценить способность ребенка быть ответственным и самостоятельным: что он уже может, а чему еще только учится. Для этого предпочтительны позиции 3 и 1, указанные выше.

 Помогая подростку выбрать профессию, родители не только обсуждают с ним преимущества и недостатки отдельных профессий и возможности получения образования по этим профессиям, но и неизбежно становятся детскими психологами: необходимо раскрыть потребности, мотивы и способности ребенка, оценить соотношение между одним и другим вариантом.

Безусловно, какова будет жизненная позиция ребенка при выборе будущей профессии, зависит от родителей. Если в воспитании фигурировали такие постулаты, как стремление приобрести через профессию привилегированное положение, желание поставить только себя в центре внимания, используя усилия других для собственной карьеры, то в итоге общество получит карьериста, который будет очень часто попадать в конфликтную ситуацию, оказываясь в положении «непонятого», «непризнанного», «неоцененного». И наоборот, если детям прививались интерес к созидательной деятельности, трудолюбие, уважительное отношение к трудовым усилиям людей, стремление честно трудиться на благо общего дела, то можно быть уверенным в том, что ребенок найдет правильную дорогу в жизни.

 Родители должны быть осведомлены, что именно чаще всего подталкивает детей к тому или иному выбору профессии. Часто профессиональные намерения ребенка базируются исключительно на достоинствах будущей профессии, а объективно существующие «минусы» профессии не учитываются (или просто неизвестны). Чтобы выбор был по-настоящему реалистичным и не принес разочарований, необходимо заранее иметь представление о теневых сторонах профессии.

Это могут быть, например:

  • сложности с трудоустройством;
  • длительное время профессиональной подготовки;
  • трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
  • профессиональные риски для здоровья и т. п.

 Такая разносторонняя информация о профессии позволит быть готовым к ее недостаткам и позволит либо искать пути компенсации, минимизации существующих трудностей, либо примириться с неизбежными недостатками профессии (потому что ее достоинства все же весомее!), либо скорректировать планы.

 Многие учащиеся озабочены поиском профессий, владение которыми гарантирует высокий заработок, поиском своеобразного «автопилота», якобы нацеленного только на достижение материального достатка. Однако заработная плата - это характеристика не профессии, а рабочего места, должности. Высокий заработок гарантируется, прежде всего, высоким спросом на профессию и низким уровнем ее предложения на рынке труда, затем - квалификацией и должностью на конкретном рабочем месте. При этом оплата по одной и той же профессии и должности может существенно отличаться в зависимости от отрасли, региона, размера и формы собственности предприятия и каких-либо других факторов. Именно поэтому такой критерий уместен при поиске работы, но не при выборе профессии.

 Весьма распространен у ребят и подход к выбору профессии с точки зрения ее престижности в обществе. Бытуют мнения, что престижная профессия тоже является своеобразным «ракетоносителем» для вывода человека на орбиту жизненного успеха, приобретения высокого социального статуса, привлечения внимания к своей персоне. То есть сам факт получения престижной профессии - некая гарантия успешной карьеры. Внимание обращается, прежде всего, на внешнюю сторону профессии: ее модность и популярность, причем в глазах даже не общества в целом, а зачастую лишь определенного круга лиц, например, компании сверстников.

 Заметим, что мотив выбора не может быть верным или неверным: амбициозные запросы, подкрепленные волей, способностями, трудолюбием, здоровьем, могут быть вполне осуществимы. Но нередко выбор профессии с точки зрения ее престижности идет рука об руку с выбором профессии «за компанию» с друзьями (чтобы не выглядеть хуже других), тогда как сама по себе будущая профессия представляется слабо и не вызывает активного интереса. В результате у ребенка появляются взаимоисключающие цели и внутренний конфликт мотивов.

 Другой вариант выбора «за компанию» встречается, когда нет желания разобраться в своих особенностях: интересах, склонностях, способностях и возможностях их реализовать в профессиональной деятельности. При этом профессиональное самоопределение воспринимается как некая досадная необходимость, с которой надо быстрее расквитаться и продолжить приятное времяпрепровождение с друзьями. В таком случае выбор «за компанию» - лучший вариант. Такое решение может быть обусловлено тем, что ребенок боится самостоятельности, ответственности, привык быть ведомым в своей компании, занимать там привычное место.

свернуть

Ошибки при выборе профессий

развернуть
  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

 Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11-м классе, фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы потом передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу, по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

  1. Бытующее мнение о престижности профессии.

 В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но только после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

  1. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования своего «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет учиться на пожарного (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

  1. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

 При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.

  1. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же озвучит другой (диктор на телевидении).

  1. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более следует иметь в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в вуз при поступлении на эту специальность). Скажем, в школе будущему экономисту может нравиться одновременно и математика, и география.

  1. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности, вплоть до животноводства.

  1. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако среди них много непрофессиональных, поэтому следует относиться критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть, или о том, какой ты.

  1. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твое состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце...

  1. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

свернуть

Классификация профессий

развернуть

Познакомимся с основными типами профессиональной деятельности человека. Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов.

Его классификация делит все профессии наосновных типов:

 

  1. Человек – природа

 

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Это все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды (ветеринар, агроном, овощевод, зоотехник, ветврач и т. д.).

 

  1. Человек – техника

 

Это профессии, связанные с техникой (механик, строитель, электрик и т. д.).

 

 

  1. Человек – человек

 

Это профессии, связанные с обслуживанием людей (учитель, врач, воспитатель, следователь, журналист и т. д.).

 

 

  1. Человек – знаковая система

 

Это профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками (чертежник, корректор, бухгалтер, операторы ЭВМ и т. д.).

 

  1. Человек – художественный образ

 

 Это все творческие профессии (писатель, актер, художник, музыкант и т. д.).

 

Это приблизительные требования к человеку, выбравшего определенный тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо учитывать свои интересы и склонности.

свернуть

5 НЕ

развернуть

НЕ бойтесь перемен!

 

С каждым годом количество новых профессий все увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будьте готовы учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющейся, сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная вами профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

 

  • НЕ думайте только о престижности профессии

 

Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

 

  • НЕ смотрите только на внешнее проявление профессии

 

За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.

 

  • НЕ выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье

 

Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

 

  • НЕ бойтесь никакого своего решения

 

У вас есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимайте инструкции буквально, придумайте свой творческий способ выбора профессии. Разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

свернуть