Родителям

Жизненные планы и профессиональное самоопределение старшеклассников

развернуть

После напряжения 9 класса многие юноши и девушки «расслабляются», на первый план вдруг выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, повышается интерес к досуговому общению, спорту.

Наряду с потребностью в общении в ранней юности отчетливо проявляется и потребность в обособлении.

Приходит время принимать решение о выборе будущей профессии, а соответственно — о выборе дальнейшей жизни.

Для подростка и юноши выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. В возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых, разумеется, варьирует.

¨ Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

¨ Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии.

¨ Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, значит я стану историком»), затем – с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, значит я стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).

¨ Четвертый этап – практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности.

 

Последовательность этих двух выборов может быть разной. Юноша или девушка может сначала определить их сферу («Хочу заниматься медициной»), а потом – уровень квалификации (быть ли врачом, фельдшером, медсестрой или санитаркой), или наоборот—сначала выбрать уровень, а потом уже специальность («Буду поступать в ВУЗ, но еще не знаю в какой»).

Фактически, судя по данным социологов, второй путь решительно преобладает — ориентация на поступление в ВУЗ формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода: о мире профессий в целом, возможностях и требованиях каждой из них, и в то же время — о самом себе, своих способностях и интересах. И той, и другой информации старшеклассникам не хватает. В основе отношения к миру профессий зачастую лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан.

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что их планы будут реализованы.

Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношей значительно выше, чем девушек. Объясняется ли это большим реализмом парней или их большей настойчивостью, или просто тем, что при прочих равных условиях некоторые ВУЗы, исходя из специфики, предпочитают набирать мужчин, – вопрос до сих пор остается открытым.

Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и самих себе. Наши юноши и девушки плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбрать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает выбор в значительной мере случайным.

Нередко эта неинформированность сохраняется даже на вузовской скамье.

Выбор профессий отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей.

Кроме того, на него влияет часто неосознаваемый самим субъектом уровень требований, предъявляемых им к профессии. У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально и даже полезно, так как стимулирует молодого человека к росту и преодолению трудностей.

Гораздо хуже, если уровень притязаний занижен и юноша или девушка ни к чему особенно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к нему в руки.

Некоторым, не прошедшим по конкурсу молодым людям, кажется, что произошла непоправимая катастрофа, все их жизненные планы рухнули и т.д.

Понять эти переживания легко, тем более, что неудачи постигают многих. Но социологические исследования показывают, что те, кто всерьез ориентирован на продолжение образования, могут реализовать и реализуют жизненные планы несколько позже.

Профессиональная ориентация – часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачен только тогда, когда сопряжен с социально-нравственным выбором, с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я». После того, как выбор сделан и проверен практикой, наступает новый уровень рефлексии, когда приобретенная профессия и собственное общественное положение оцениваются в свете более общих социально-нравственных критериев.

Старшеклассники 10-11 классов (15-16 лет) представляют в социальной структуре общества особую социальную группу, возраст которой называется ранней юностью. Юношеский возраст имеет большое значение в процессе социализации, завершения подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослое общество.

Процессы социализации старшеклассников характеризуются:

  • Сохранением материальной, эмоционально комфортной для школьника функции семьи; усилением ее роли в самоопределении;
  • сохранением решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социальнопсихологических потребностей; значительным возрастанием роли самообразования, самовоспитания;
  • значительным возрастанием способности противостоять отрицательным влияниям среды; становлением полной юридической дееспособности;
  • заменой защитной роли взрослых самостоятельным социальнопрофессиональным ориентированием.

 

К началу раннего юношеского возраста созревают основные физиологические системы. Развитие физиологических функций связано с отработкой взаимодействия различных звеньев физиологических систем. Физиологическая саморегуляция направлена на поиск экономического использования имеющихся в организме резервов. Становление механизмов саморегуляции происходит в условиях постоянных упражнений и тренировок в процессе реальной деятельности человека (учеба, труд, спорт). Т.о., в этот период возрастает надежность функционирования всех систем организма благодаря развитию механизмов саморегуляции. В то же время происходит и усвоение социальных норм. Это процесс многофакторный и противоречивый. Часто семья и школа недостаточно выполняют свои воспитательные функции, в результате чего возникает немотивированное поведение, аффективные реакции, чувство подавленности и др.

свернуть

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

развернуть

Кому-то из старшеклассников немного тревожно, а кому-то ужасно страшно, кто-то немного беспокоится, а кто-то из-за волнения не в состоянии вспомнить элементарную теорему. Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, эффективно взаимодействовать с незнакомыми людьми и сверстниками, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму? Но, как известно, ничего невозможного нет! Уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность даже является полезной. Если человек начал волноваться, это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают отвечать на экзамене, выступать как можно лучше. Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить, перед экзаменом – сплошная «каша» в голове, ничего на вспомнить. Но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один маленький нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену необходимо готовиться. И чем серьезнее подготовка, тем меньше будет тревожность. Большую роль в этот сложный период играет отношение самых близких для школьника людей – родителей. Даже простая поддержка, внимание к тревогам, заботам собственного ребенка помогают значительно легче преодолеть стрессовую ситуацию. Родителям можно дать несколько общих советов по поводу того, как успешно подготовиться к экзамену:

  • ребятам необходимо придерживаться основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзамену необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начать учить незнакомый, новый. В оставшееся время закрепить уже известное по билетам.
  • использовать время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учить в то время, когда хорошо «думается», т.е. высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  • к трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
  • чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций. Можно каждому изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала.
  • очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью.
  • при подготовке к разным экзаменам следует применять разные техники: - если экзамен устный, лучше готовиться к нему с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них «проговаривать» весь материал; - если экзамен письменный (диктант), можно использовать запись голоса на пленку с последующим прослушиванием и написанием под диктовку.
  • всегда, а во время экзамена особенно, необходимо заботиться о здоровье ребенка. В это трудное время нужно хорошо питаться (не одним только шоколадом и сладким чаем – пища должна быть полноценной и сбалансированной).

Не забывайте про прогулки и спортивные развлечения. И организуйте хороший отдых – сон вашему школьнику просто необходим. Ни в коем случае не разрешайте засиживаться допоздна перед экзаменом. Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной. А родителям вдвойне необходимо верить в удачу. Известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа: «Я должен получить отличную оценку» или «Я должен ответить, во что бы то ни стало». Лучше сформулировать ее конкретно: «Я должен доказать теорему Пифагора».

Полезно также активизировать чувство юмора ребенка, т.е. попытаться увидеть во всем происходящем нечто комическое. Можно мысленно представить участников такого стерессогенного взаимодействия в смешной ситуации. Общее ощущение успеха, веры в силы и способности собственного ребенка, совмещенное с четкой организацией режима дня, сбалансированным питанием, соблюдением простых рекомендаций по подготовке к экзаменам помогут не только преодолеть стрессовую ситуацию самому школьнику, но и справиться родителям с рядом серьезных проблем.

Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать! Много. Или очень много.

Ребенок поступает в первый класс школы, и даже самое простое собеседование будет для него экзаменом. Первое прослушивание в музыкальной школе (и все последующие) – экзамен, первое поступление в составе хореографического ансамбля (и все последующие) – экзамен. А первая олимпиада в школе или соревнование – это ли не серьезное испытание для ребенка? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления – экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы… Жизнь детей наполнена эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ или техникум. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают слишком ответственный шаг, - определяют свою дальнейшую жизнь, свою судьбу. Все они прекрасно понимают, что лучший аттестат даст им большее преимущество перед другими абитуриентами, а лучшая демонстрация своих знаний на вступительных экзаменах в ВУЗ позволит приблизиться к заветной цели – стать студентом и получить образование. Эта серьезная и ответственная пора у молодых людей уже наступила. В марте-апреле многие старшеклассники решили попробовать свои силы и пройти централизованное тестирование. А к маю-июню атмосфера накалится до максимума.

свернуть

Советы родителям

развернуть

Элитность профессии не всегда хороша для ребенка

Уважаемые родители! – Вы должны помнить, что самые главные учителя ребенка – это вы.

 – Хорошие оценки ребенка в школе еще не означают, что он хорошо преуспеет в жизни. Жизнь, в которую он вступает, – это новая учеба. Помимо полученных знаний необходимо осознанно подойти к выбору будущей сферы деятельности.

– Вы помните своего ребенка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал, вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему вставать, анализируйте причины неудач, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребенка лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии. Вы лучше чувствуете, к чему у него лежит душа.

– Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, выкройки, рисунки, вырезки указывают на определенное увлечение. Увлечение, склонность – это начало выбора профессии, познание того, что потом пригодится в жизни.

– Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится больше вам. Но это необязательно может интересовать вашего ребенка. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух одинаковых людей. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.

– По-разному дети усваивают школьный материал. Не всегда способны развить свои способности. Помогите детям их узнать и раскрыть. Может, ваш ребёнок окажется способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его к различным видам деятельности, дайте возможность проявить себя.

– Погружайте в «среду» профессии. Если ребенок слышит беседы родителей об их профессиональной деятельности, то он постепенно погружается во все тонкости данной работы.

Ваше отношение к профессии передается детям. Если вы любите свое дело и между вами и детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что они заинтересуются вашей профессией. Однако не стоить ограничивать знакомство ребенка только со своей профессией. Пусть ребенок познакомится с самыми разными областями человеческой деятельности.

 Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают – потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

Рекомендации родителям по профориентации

  1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
  2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз.

 

Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

свернуть